РАЙ И АД

 Одно из важнейших символических противопоставлений, стоящее в одном ряду с такими оппозициями, как верх — низ, восток — запад, левый — правый, свет — тьма, добро — зло. Рай олицетворяет все благое, возвышенное, небесное, божественное в мире и в человеке, тогда как ад символизирует все дурное, низменное, подземное, бесовское.

Рай — место вечного блаженства праведников и место пребывания человеческой души с Богом. Ад, напротив, — место вечных мук грешников и «казней» души, лишенной общения с Божеством.

Дохристианская традиция рассматривала рай и ад совокупно, нераздельно; ср., например, греческий Гадес (Аид), то есть загробный мир, который состоит из трех областей — Елисейских полей, куда отходили души праведников, Полей асфоделей, своего рода прообраза католического Чистилища, и Тартара, где несли кару грешники. То же характерно и для египтян: в их загробном мире — Аменти — существовали и рай (поля Иалу), и ад. Особый вариант загробного мира находим в скандинавской традиции: грешники и «простые» мертвые, умершие от старости, болезней и погибшие не на поле брани, отправляются в Нифльхейм, расположенный под корнями мирового древа Иггдра-силь, а тех, кто пал в сражении, посланницы Одина валькирии уносят в Валгаллу — рай воинов; в Валгалле эти воины — эйнхе-рии — едят неубывающее мясо вепря, пьют мед и сражаются между собой.

Изображение рая и ада на книжной миниатюре (XVIII в.).

Из книги Солиса «Библейские фигуры»

ЧЕТЫРЕ ВСАДНИКА АПОКАЛИПСИСА

В аллегории четырех всадников — согласно таинствам философии — изложены состояния человека во время различных стадий его существования. В первой, духовной, стадии он коронован. Когда он сходит в область опыта, он вооружен мечом. Достигая физического выражения, которое является наинизшим его состоянием, он несет весы, и «философской смертью» он вновь освобождается в высшие сферы. В древних римских играх колесница солнца была влекома четырьмя лошадями разного цвета, и всадники Апокалипсиса могут быть интерпретированы как представляющие солнечную энергию, скачущую на четырех элементах, которые служат ей как средство для ее выражения.

Наказание еретика адскими слугами. Иллюстрация (XV в.).

Путешествие пророка Мухаммада в рай. Арабская миниатюра.

Христианское представление резко разграничивает рай и ад, определяя оба местопребывания как награду (в прямом и переносном смысле) за поведение человека при жизни: истинный христианин непременно окажется в раю, тогда как грешник неминуемо попадет в ад. Католичество «изобрело» промежуточное местопребывание — Чистилище, или Лимб, где находятся души «хороших» язычников, умерших до установления христианства, и души раскаявшихся грешников.

В исламе ад (джаханнам) предназначен для грешников и джиннов. Над адом протянут мост-лезвие, по которому людям предстоит пройти в день Страшного суда: праведники легко пересекут бездну, тогда как грешники рухнут в преисподнюю. Мусульманский рай — джанна — описывается как «сады благодати», где праведники вкушают блаженство в объятиях гурий.

Рай также может трактоваться как центр, или архетип, мироздания: в нем растут перводеревья (мировое древо, Древо Жизни, древо познания), из него вытекают четыре реки, дающие начало всем земным рекам; стена, которой он обнесен, обращена на четыре стороны света, а трое ворот в каждой ее секции олицетворяют Троицу.

С противопоставлением рая и ада неразрывно связано противопоставление ангелов — слуг Божьих, посредников между Божеством и людьми, — и бесов, падших ангелов, которые отринули Бога и предпочли служить сатане.

Пророк Мухаммад в раю. Исламская рукопись (XV в.).