ПЕРЕКРЕСТОК
Место выбора пути и — шире — участи, судьбы («Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — жену потеряешь, прямо пойдешь — буйну голову сложишь»), место встречи времени и пространства, олицетворение единства противоположностей — активного, пассивного и нейтрального. Подобно кресту, перекресток соотносится со сторонами света и тем самым выступает в качестве горизонтальной проекции мироздания, причем одни направления признаются более благоприятными для человека, нежели другие.
Кроме того, перекресток как переход из одного пространства в любое из трех других — граница посюстороннего и потустороннего; на перекрестках устраивают встречи бесы и ведьмы (ср. русское присловье «На перекрестке черти яйца катают, в свайку играют»). Эта магичность перекрестка и соотнесенность его с загробным миром стала причиной, по которой на перекрестках совершались жертвоприношения и гадания, приводились в исполнение приговоры, там хоронили самоубийц и прочих заложных покойников, для охраны социума от которых рядом с перекрестками возводились алтари, кресты и часовни. Многие африканские племена выбрасывали мусор на перекрестках, полагая, что весь вред от мусора будет поглощен этим местом.
М. Эшер. «Перекресток», 1931 г.
Эта картина показывает секреты великого Камня. В центре находится Пасхальная Непорочная, в ее волосах главная добродетель, которая описывается как растение, цветущее во благе. В руках у нее символы духовных и материальных элементов. Утверждение сверху слева гласит, что есть четыре духа с двумя лицами, которые мы называем элементами. Сверху справа написано, что огонь живет в воздухе, воздух — на воде, вода — на земле, и таким образом Камень живет мирно со всеми чистыми элементами. Под Солнцем появляется слово ЛЕТО, под Луной — ОСЕНЬ. Около дерева рядом с глазами написано: «Отверни свои глаза от огня. Здесь есть пространство». У дерева справа есть надпись: «Обрати свои глаза к огню. Здесь есть время». Нижняя надпись открывается предложением: «Я вознесен над кругами мира».
В античной традиции перекресткам покровительствовала трехликая богиня колдовства Геката. Также на перекрестках ставили статуи Гермеса-Психопомпа и двуликого Януса.
По К. Г. Юнгу, перекресток — символ матери: «Место, где дороги пересекаются и входят одна в другую, таким образом символизируя объединение противоположностей, есть “мать”, объект и олицетворение всякого объединения».
В речи выражение «на перекрестке судьбы» означает момент (проблему) выбора.