ОРУЖИЕ
Символ силы и власти, превосходства и защиты, смерти и разрушения, церемониальная эмблема власти и правосудия. К. Г. Юнг утверждал, что «оружие представляет собой выражение воли, направленной к определенной цели».
В руках героя оружие знаменует победу космоса над хаосом, олицетворенном в хтонических чудовищах. Если вспомнить, что в мифах и фольклоре оружие чаще всего дается герою божеством (или чудесным помощником), то можно вслед за П. Дилем сделать следующий вывод: с помощью оружия человеку надлежит сражаться против напора своих иррациональных желаний, против обманывающего его чудовища и, таким образом, служить высшим целям духа. Отсюда становится понятной та «автономность», которой наделяется оружие во многих мифах — молот Тора Мьолльнир почти самостоятельно поражает врагов и, как бумеранг, возвращается к своему владельцу; чудесный меч Эскалибур не выходит из камня, пока не «опознает» Артура, и т. д.
Эмблематически оружие мыслится как олицетворение ратного труда, поэтому в геральдике и эмблематике различные виды оружия зачастую обладают иконическим значением, то есть выступают как «говорящие» эмблемы.
В аллегориях исправное оружие символизирует войну, а оружие разбитое или сожженное есть аллегория мира. В живописи эпохи Возрождения достаточно часто встречается сюжет торжества любви над войной (например, купидоны, играющие с копьем Марса); в XX столетии этот сюжет воплотился в знаменитом лозунге хиппи «Make love not war».
Различные виды оружия обладают также и собственной символикой.
Кинжал (стилет). Символ зла, коварства, измены. Оружие наемных убийц, разбойников, бандитов с большой дороги (ср. выражение «рыцари плаща и кинжала»), вероломных предателей, убивающих тех, кто им доверяет. В то же время кинжал — оружие борцов за свободу: ср. у Пушкина: «Свободы страж, карающий кинжал». В средневековой аллегорической живописи, вместе с короной и скипетром, атрибут музы трагедии Мельпомены.
В ритуальной магической практике кинжал — один из необходимых элементов обряда. Кинжалом чертят магические знаки и совершают «вредоносные действия». На лезвии магического кинжала непременно должны присутствовать особые знаки и имена.
Копье. Символ божественной воли. Греческий миф рассказывает о споре Афины и Посейдона за владычество над Аттикой; по мифу, Афина в подтверждение своих прав на эту территорию ударила в землю копьем — и на месте удара тут же произросла олива. Знаменитый жест Александра Македонского, который, форсировав Геллеспонт, с борта корабля бросил копье, вонзившееся во вражескую почву, — этот жест одновременно воспроизводил поступок Афины и символизировал притязания не только греков, но и их богов на персидские — исконно греческие — земли. Другой миф, пересказанный Овидием в «Метаморфозах», гласит, что копье Ромула пустило корни на Палатинском холме, тем самым явив божественное подтверждение права Ромула на верховную власть.
Скандинавская традиция знает чудесное копье верховного бога Одина, носившее имя Гунгнир и никогда не дававшее промаха. Бросок этого копья положил начало первой в мире войне — между двумя группами скандинавских божеств, асами и ваннами. Эддическая песнь «Прорицание вельвы» гласит:
Первая в мире война случилась... из-за Гулльвейг, убитой и трижды сожженной в жилище Высокого (трижды сжигали трижды рожденную, многажды жгли — доныне жива,
Хейд ее имя), входила в дома ведьма-провидица, всюду вредила — злом ли, жезлом ли, злым ли словом, порчей — отрадой жен вредотворных.
Сошлись на судбище, по лавам сели, совет держали все вышние боги: должно ли асам брать возмещенье или им должно отмщенье иметь;
Один метнул — воины пали (так было в мире войны начало), но рухнули стены крепости асов — ваны-провидцы верх одерживали*.
У кельтов известно копье Луга, искусного во многих ремеслах, одно из четырех сокровищ божественного племени Туата Де Дананн. Сага «Битва при Маг Туиред» говорит, что это копье было принесено из города Луга и «ничто не могло устоять пред ним или пред тем, в чьей руке оно было». Копье Луга — вариант axis mundi, мировой оси.
В средневековой парадигме копье — символ жертвенности (римский легионер Лонгин нанес распятому Христу удар копьем) и в то же время символ сострадания и избавления от мук: в легендах о Граале Парцифаль исцеляет раны копьем, наконечник которого омыт в чаше Грааля. Впрочем, «окровавленное копье», о котором говорят легенды грааль-ского цикла, иногда толкуется как олицетворение страстных желаний, вожделений. А Раймунд Луллий в «Записках дворянского ордена» говорит, что копье дано рыцарю как символ высокой нравственности. Святой Георгий поражает дракона копьем.
Копье (дротик) также — эмблема охоты. Аллегорический портрет XVI в.
Архангел Михаил и дракон. Изображает Диану де Пуатье, возлюбленную французского короля Генриха II, в одеянии и с атрибутами римской богини охоты Дианы; одним из атрибутов Дианы-охотницы было как раз копье.
Лук. Эмблема воинственности, войны и охоты. В египетской традиции богиня Нехбет звалась «связывающей луки», то есть побеждающей врагов. Лук Аполлона — солнце, мечущее лучи-стрелы во врагов. Лук Шивы — эмблема божественной силы, сокрушающей демонов.
В эмблематике и геральдике семантика лука зависит от того, в сочетании с какими предметами используется этот образ. Лук с натянутой тетивой — эмблема готовности отразить вражеский удар; лук без тетивы — эмблема разоружения; лук с тетивой, на которую наложена стрела, — готовность к бою.
В античной традиции и средневековом аллегорическом искусстве лук также — оружие бога любви Эрота (Купидона). Лук и сердце, пронзенное стрелой, — эмблема любви.
Стрела. Олицетворение мужского начала, эмблема непреклонности, мужества, доблести. Стрелы Аполлона — солнечные лучи, несущие жизнь или, если бог разгневан, испепеляющие все живое. Также стрела — символ молнии, «небесной стрелы», перуна громовержца. У индусов стрелы — атрибут Рудры, бога молнии и бурь, убивающего людей и животных, причиняющего боль и беды, но и несущего плодородие и целительный дождь. Стрелы небесного бога, громовержца Индры — лучи солнца и молния. В мит-раизме стрелы Митры — солнечный свет.
Стрела, выпущенная в небо, — восхождение к небесному; впрочем, этот образ может толковаться и как святотатство: в талмудических сказаниях говорится, что строители Вавилонской башни пускали стрелы в небо, а на землю те падали, красные от крови. В христианстве и исламе стрелы — гнев Божий; Иов скорбит: «Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой...» (Иов 6 : 4). Со стрелой как божественной карой связано представление об ангелах мести, бросающих в людей стрелы тяжких болезней. В Откровении Иоанна Богослова лук и стрелы олицетворяют смерть: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить». (Откр 6 : 1-2).
Купидон с луком.
Стрела — эмблема войны, сломанная стрела — знак перемирия. Американские индейцы при заключении племенного союза ломали стрелы в знак мирных намерений. Целая же стрела, посланная от одного племени к другому, знаменовала объявление войны.
По Геродоту, персидский царь, собиравшийся в поход против скифов, получил от своих врагов послание — птицу, лягушку, пять мышей и пять стрел.
Сам Дарий решил, что скифы отдаются ему вместе с землей и водой; «заключал он так на том основании, что мышь водится в земле и питается тем же плодом земным, что и человек; лягушка живет в воде, птица наибольше походит на лошадь, а под видом стрел скифы передавали-де свою военную храбрость». Прорицатель же истолковал это послание так: «Если вы, персы, не улетите как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами этих стрел».
Дух дверей. Китайская народная картина.
Стрелы Эрота — олицетворение любви с первого взгляда, но также и угасания чувств. По Овидию, стрелы Эрота были двух видов — золотые (разжигающие страсть) и свинцовые (убивающие ее).
Современная семантика стрелы связана прежде всего с понятием скорости (ср. название железнодорожного экспресса «Красная стрела» или прозвище болидов команды «Макларен-Мерседес» в «Формуле-1» — «серебряные стрелы»). Кроме того, стрела ислоль-зуется в качестве пиктограммы, указывающей направление движения. «Напоминанием» о стрелах как символах войны и смерти служат силуэты крылатых ракет, состоящих на вооружении армии и флота.
Меч. Оружие героев, рыцарей, символ власти, силы, справедливости, возмездия, олицетворение мужского начала, света, всепроникающего разума. Меч олицетворяет противопоставление жизни и смерти; по Ю. Эволе, меч одновременно обращен к небу и к земле.
Культ меча как атрибута бога войны и оружия против демонов сложился в глубокой древности. «Существует арабское предание, гласящее, что меч изобрели иудеи и что местом, где он был впервые изготовлен, была гора Касиум в окрестностях Дамаска... на которой, по древнему верованию, Каин убил своего брата. Именно там, по фатальному стечению обстоятельств, осели первые ремесленники, занятые изготовлением новоизобретенного оружия» (Э. Собехано). Скифы, по Геродоту, имели обыкновение ежегодно приносить нескольких коней в жертву лезвию меча, в котором видели бога войны.
Давид с головой Голиафа. Бронзовая статуя работы Донателло. Флоренция, Национальный музей (1440—1443).
В японской традиции и у ры-царей-крестоносцев бытовало ритуальное поклонение мечу. В Японии правильное владение мечом было искусством самураев, причем каждому самураю предписывалось владение двумя мечами: длинной катаной для военных действий и коротким вакисачи для поединков и ритуального самоубийства (сепук-ку). Меч, сделанный, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона, считается одним из Трех Великих Сокровищ императора. Посвящение в рыцари сопровождалось пожалованием меча, обряд присоединения к рыцарскому братству состоял в том, что посвящаемого плашмя ударяли мечом. На мечах приносили клятвы, которые «структурировали» жизнь клянущегося и сулили ему смерть за нарушение обета. Известные многим народам танцы с мечами суть обряды «отваживания» смерти.
Меч также трактуется как символ высшего знания. Например, Хрисаор, магический золотой меч, символизирует высшую духовную решимость. Апостол Павел говорил о Слове Господа как о мече духовном; ср. также у Иоанна Богослова: «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр 1 : 6). В буддизме меч — оружие мудрости, отсекающее невежество; Вишну часто изображали с огненным мечом познания в руках. Обоюдоострый меч в христианстве — эмблема Божественной истины и мудрости. Пламенеющий меч херувима, охраняющего древо Жизни в Эдемском саду, символизирует высшую справедливость (люди после грехопадения недостойны вечной жизни и райской чистоты). В средневековой аллегорической живописи меч и весы — атрибуты аллегории Правосудия.
Из книги Леви «Магические ритуалы»
МАГИЧЕСКИЙ МЕЧ
Элифас Леви описывает изготовление магического меча следующим образом: «Стальной клинок должен быть закален в час Марса с помощью новых инструментов. Эфес должен быть сделан из серебра с примесью ртути, и на нем должны быть выгравированы символы Меркурия и Луны, а также имена Гавриила и Самаэля. Рукоятка должна быть отделана оловом. На нее необходимо нанести символы Юпитера и имя Михаила. От рукоятки по лезвию должен отходить на небольшое расстояние медный треугольник, на котором должны быть символы Меркурия и Венеры. Пять Сефирот должны быть выгравированы на всей рукоятке, как это показано на рисунке. На самом лезвии должно быть слово Малхут с одной стороны, и Ouis ut Deus — с другой. Меч должн быть освящен в воскресенье».
Меч олицетворял власть, причем как светскую, так и духовную. У германцев меч служил эмблемой власти вождя. Александр Македонский, по легенде, разрубил мечом Гордиев узел, тем самым продемонстрировав свое превосходство над царями былого. В Средние века бытовала политическая теория «двух мечей», которые символизировали мирское господство и папский престол.
Обычай давать мечам имена связан с представлением о «живой энергии» оружия. Дюрандаль, Эскалибур, Бальмунг, Нотунг — эти мечи рыцарского эпоса со временем стали архетипическими для современного литературного жанра фэнтези, создавшего, кстати, ряд не менее запоминающихся образов — прежде всего Андрил из «Властелина Колец» Дж. Р. Р. Толкина, Черный Клинок из «Саги об Элрике Мелнибонэйском» М. Муркока. В фольклоре меч часто оказывается спрятанным, «похороненным»; добывание этого меча героем представляет собой обряд инициации.
В средневековой традиции меч противопоставлялся дереву, как эволюция — инволюции. Известно относящееся к XV в. изображение Христа; слева от его лица расположена ветвь дерева, а на другой стороне, симметрично ветви, — меч.
Расколотый меч — эмблема поражения, а также символ духовного разлада, невозможности обретения истинного знания.
Меч целомудрия, лежащий между мужчиной и женщиной, — знак чистоты отношений и олицетворение запрета на близость.
Дамоклов меч — эмблема призрачности счастья властителя. По легенде, сиракузский тиран Дионисий на сутки посадил на трон своего фаворита Дамокла, но при этом подвесил над его головой на конском волосе меч.
У китайцев есть примета: женщина, которой приснилось, что она вынимает из воды меч, родит сына; упавший в воду меч предсказывал скорую смерть женщины.
Крестообразная форма меча была причиной «приобщения» этого оружия в Европе к числу религиозных символов.
В современной эмблематике меч — составная часть эмблем служб безопасности, охранных агентств, органов правопорядка.
Топор (секира). В европейской истории «варварское оружие» германцев и кельтов.
Символ полновластия, верховенства как у божеств (ср. топоры Зевса, Вишну и Агни), так и среди людей. Выражение «выкопать (зарыть) топор войны» означает соответственно начало или прекращение боевых действий; это выражение «опирается» на боевые традиции североамериканских индейцев.
В геральдике топор обычно изображается в лапах какого-либо зверя и символизирует угрозу.
Штык. Эмблема доблести, личной храбрости («пуля — дура, штык — молодец»); одновременно символ нетерпимости, жестокости и насилия («взять на штыки», «добить штыком», «встретить в штыки» — все выражения как в прямом, так и в переносном значении).
Огнестрельное оружие. В геральдику и эмблематику огнестрельное оружие вошло после наполеоновских войн начала XIX столетия. Вместе с тем уже в XVII в. в городские гербы включались изображения артиллерийских орудий, символизировавших осаду и взятие приступом крепостей, то есть выступавших как эмблемы мужества, доблести, «преодоления силы».
Боевой топор. Медный боевой топор из Хайдушомшона (Венгрия).
Трофеи на обложке к «Саге о Фритьофе».
Незаряженное ружье — словесный символ воли рока: «Раз в год и незаряженное ружье стреляет».
Трофеи. Военная добыча, как правило, — оружие (иногда доспехи) побежденных, сложенное горкой и знаменующее торжество победителя. Аллегорически толкуются как символ бренности мирских услад и достижений.