ГОРА

Образ мира, модель вселенной, вариант мирового древа (в мифах эти два символа иногда совмещаются — мировое древо растет на вершине горы). Гора находится в центре мира, вокруг нее, как вокруг мировой оси, строится мироздание; от ее вершины дорога ведет к небесам, а нижняя часть горы указывает на вход в подземный мир. Вершина горы отдана во владение богам, посередине обитают люди, а у подножия горы или под ней — злые духи. М. Элиаде писал, что «вершина мировой горы является не только наивысшей точкой земли, но также ее пупом, точкой, где творение имеет свое начало».

Пожалуй, самая известная из мировых гор — индийская Меру. Она расположена в центре земли и окружена мировым океаном, в котором лежит гигантский змей Васуки; на трех ее вершинах — золотой, серебряной и железной — обитают соответственно Брахма, Вишну и Шива, а подножие Меру — владение демонов-асу-ров. Через вершину Меру можно попасть в город Индры. В Китае священных гор пять: Хэншань в Шаньси, Хуашань, Хэншань в Хунани, Тайшань, Суншань. Каждая из этих гор сопоставляется со стороной света (первая — север, вторая — запад, третья — юг, четвертая — восток, Суншань — центр).

С горами в мифах, легендах и преданиях связаны все «космические» события в истории человечества. На горе Арарат остановился Ноев ковчег, на горе Синай Моисей получил от Яхве десять заповедей, на гору Фудзияма спустились небесные внуки, на горе Монтсальват стоял замок Грааля. Гора — «соседка» неба, именно поэтому святилища и храмы предпочитали возводить на горах, откуда было ближе к богам, да и сами храмовые сооружения своей формой во многом напоминают гору.

В оккультной символике гора толкуется как сокровенное знание, к которому необходимо взойти; с восхождением на гору сравнивается алхимический процесс.

См. также: БАШНЯ, ДРЕВО МИРОВОЕ, ЛЕСТНИЦА, ХРАМ.

Гора Адептов. Храм Мудрости («Дом Собраний» или «Самособирания»), освещаемый солнцем и луной, покоится на семи ступенях и увенчан фениксом. Храм скрыт в горе — намек, что философский камень спрятан в земле и должен быть извлечен и очищен. Зодиак на заднем плане символизирует продолжительность opus, в то время как четыре элемента отражают целостность. На переднем плане — человек с завязанными глазами и исследователь, который следует за своей врожденной интуицией. — Michelspacher, Cabala (1654).