ГОРОД (МЕГАПОЛИС)

 Квинтэссенция освоенного, человеческого, пространства, одновременно обладающая противоположным, хаотическим, значением (место, где можно пропасть, раствориться без следа, обезличиться, «большой муравейник», «чудовище, пожирающее людей заживо»).

Город, в отличие от других человеческих поселений, фиксирует окрестное пространство на «государственном уровне», «привязывает» его к тому или иному народу, становится центром мироздания, от которого начинается экспансия. В социологии город определяется как система жизнедеятельности («семиологи-ческая система», если воспользоваться выражением Ф. де Соссюра). Противопоставление города и деревни есть, с одной стороны, вариант оппозиции «новое — старое», «лучшее — худшее», но одновременно оно имеет обратное значение; «греховное (применительно к городу) — праведное (деревня)».

В символическом плане город существует на трех уровнях — подземном, срединном и небесном (ср. трехчастное членение мира — ГОРА, ДРЕВО МИРОВОЕ). Связь города с небом и собственной небесной проекцией выражается главным городским храмом, связь с подземным миром — городской свалкой и канализацией (а сегодня, безусловно, еще и метро).

Крупнейшие мегаполисы современного мира — Токио, Мехико, Дели, Нью-Йорк, Париж, Лондон, Москва — обладают собственной символикой, дополняющей «общегородскую». Так, Нью-Йорк и Токио — символы деловой активности и гигантской плотности населения («Большое Яблоко»), Париж — беззаботности, утонченности, шика, Лондон — солидности и аристократичности, Москва — купеческого размаха.

Особое место среди городов-символов занимают Рим и Иерусалим. Рим — символ империи как социокультурного феномена, эмблема имперского размаха, безграничных устремлений и грандиозных свершений. Поэтому в России до сих пор популярна историософская концепция Москвы как третьего Рима, восходящая к XV столетию. Иерусалим же (в «ипостаси» небесного города) есть святой город, место общения людей с Божеством, проекция церкви — «невесты Христовой»; в парадигме городов-символов Иерусалим как символ неба и рая противопоставляется Вавилону — олицетворению порока и мирской тщеты.

Символический город как центр земли, его четыре защитные стены образуют квадрат. — Maier, Viatorium (1651).

Монсегюр, «орлиное гнездо» в Арьеже — последний бастион катарской ереси. Именно здесь немецкий исследователь О. Ран искал Святой Грааль в 30-е годы XX в.