ДЬЯВОЛ
Олицетворение мирового зла, в дохристианской традиции и в дуалистических представлениях — творец зла, «дурной» мировой принцип, противопоставляемый на равных основаниях благому (ср. Ахура-Мазду и Ангро-Майнью в иранской мифологии). В христианстве дьявол (сатана) — владыка ада, подземного мира, где мучаются после смерти души грешников; главное отличие христианского дьявола от дохристианских представлений о верховном духе зла заключается в том, что христианский дьявол — не божество, но падшее творение Бога, который обращает против Бога полученную от Него силу, однако всеми своими происками лишь содействует исполнению Божественного замысла. Его жребий, говоря словами Гёте, — «творить добро, всему желая зла».
Каббалисты утверждали, что дьявол — эманация «левой» стороны божества, из чего следовало опять-таки, что мировое зло порождено мировым благом и находится внутри божественной полноты. А в Новом Завете отрицается всякое «родство» дьявола с Богом: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (Иак 1 : 5). Новозаветный дьявол отсечен от горнего мира, он является лишь «князем мира сего» (Ин 12 : 31).
В литературе образ дьявола трактуется двояко: мильтоновский Люцифер, наряду с «демоническими» фигурами в произведениях романтиков, обладает семантикой героя, тогда как Данте рисует его как антитезис всего благого:
Антихрист.
Средневековая миниатюра.
Мучительной державы властелин Грудь изо льда вздымал наполовину;
И мне по росту ближе исполин,
Чем руки Люцифера исполину;
По этой части ты бы сам расчел,
Каков он весь, ушедший телом в льдину.
О, если вежды он к Творцу возвел И был так дивен, как теперь ужасен,
Он истинно первопричина зол!
И я от изумленья стал безгласен,
Когда увидел три лица на нем:
Одно — над грудью; цвет его был красен;
А над одним и над другим плечом Два смежных с этим в стороны грозило,
Смыкаясь на затылке под хохлом.
Лицо направо — бело-желтым было;
Окраска же у левого была,
Как у пришедших с водопадов Нила.
Росло под каждым два больших крыла,
Как должно птице, столь великой в мире;
Таких ветрил и мачта не несла.
Без перьев, вид у них был нетопырий;
Он ими веял, движа рамена,
И гнал три ветра вдоль по темной шири,
Струи Коцита леденя до дна.
Шесть глаз точило слезы, и стекала Из трех пастей кровавая слюна*.
Из книги Леви «Трансцендентальная магия»
БАФОМЕТ, ИЛИ КОЗЕЛ МЕНДЕСА
Легендарный идол рыцарей-тамплиеров, образ которого, по всей вероятности, восходит к упоминавшемуся еще Геродотом фаллическому божеству козлиного облика из египетского города Мендес. По Геродоту, козел обитал при храме, в котором молодые египтянки приносили в жертву божеству-козлу свою девственность. В европейском оккультизме Бафомет стал олицетворением дьявола. Считается, что его имя — анаграмма фразы «Templi Omnium Hominum Pacis Abbas» («Отец Храма Всеобщего Мира среди Людей»). По другой версии, имя «Baphomet» происходит от «Bathos Metis» — «Очищение мудростью». Самое известное изображение Бафомета, сделанное Эли-фасом Леви, представляет собой андрогинное крылатое существо с человеческим туловищем, женской грудью, козлиной головой и копытами.
Три лица дьявола, равно как и три его пасти, по объяснениям исследователей творчества Данте, суть насмешка над Троицей. Шесть крыльев соответствуют шести крыльям херувимов, что напоминает о первоначальной ангельской природе сатаны. Красный цвет первого лица — цвет гнева, противоположного любви. Бело-желтое лицо — бессилие в противоположность всемогуществу. Черное лицо — невежество в противоположность божественному всеведению.
См. также: ГЕРОЙ, ЧИСЛА.
Доктор Фауст в магическом круге и бес Мефистофель.