ДРЕВО ПОЗНАНИЯ

Вариант мирового древа. Противопоставляемое Древу Жизни, древо познания добра и зла — во всяком случае, в библейской традиции — выступает как олицетворение смерти: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла — не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт 2 : 16-17). В Вавилоне росли два дерева — Древо Жизни и древо истины, также противопоставленные друг другу.

В египетской мифологии известна сикомора, на которую, согласно Книге мертвых, должен опуститься умерший в образе птицы с плодами жизни в руках; тот, кто сядет на ветку этого дерева, станет богом, то есть обретет божественное знание.

Дерево философов, окруженное символами opus. — Mylius, Philosophia reformata (1622).

В определенном смысле древом познания может считаться скандинавский Иггдрасиль, на котором девять ночей провисел бог Один, дабы обрести мудрость и получить руны. Эддическая песнь «Речи Высокого» гласит:

Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину,

в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.

Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул.

Девять песен узнал я от сына Бельторна,

Бестлы отца, меду отведал великолепного, что в Одрерир налит.

Стал созревать я и знанья множить, расти, процветая; слово от слова слово рождало, дело от дела дело рождало.

Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки,

Хрофт их окрасил, а создали боги и Один их вырезал...*

Двенадцать алхимических операций в форме arbor philosophica. — Samuel Norton, Mercurius redivivus (1630).

Апокрифическая легенда утверждает, что из побега древа познания было вырезано распятие Христа: Ева посадила ветвь древа познания на могиле Адама, впоследствии царь Соломон пересадил выросшее дерево в сад при Иерусалимском храме, а затем его срубили и сделали из его древесины распятие. Каббалистическая легенда приписывает перенесение древа познания в мир Сифу, сыну Адама, зачинателю колдовства. Он получил от ангела, охранявшего сросшиеся воедино Древо Жизни и древо познания, три зерна — с наказом укрыть их во рту умирающего Адама. Из этих зерен выросла неопалимая купина, из которой Бог говорил с Моисеем; Моисей сделал из древесины купины магический жезл, который царь Давид позднее посадил на горе Синай. Из жезла выросло тройное дерево, которое срубили и вытесали из него столбы Иахин и Воаз для Иерусалимского храма. Третий ствол укрыли в храмовом водохранилище, нашли его уже во времена Христа; из него-то и изготовили крест для распятия.

Arfor philosophica: дерево в качестве символа стадий трансформационных процессов. — Samuel Norton, Catholicon physicorum (1630).

С древом познания связаны образы героя и дракона: под деревом или внутри его находится некое духовное или материальное сокровище, которое хочет добыть герой; путь к этому сокровищу преграждает дракон.

См. также: ДРЕВО ЖИЗНИ, ДРЕВО МИРОВОЕ.