ЦВЕТЫ

Как и плоды, олицетворяют райское состояние жизни, плодородие, изобилие, жизнь, а также красоту — и одновременно бренность, хрупкость, быстрое увядание. Раскрытие бутона символизирует пробуждение творческой энергии. Увядающий цветок — символ тлена, умирания, смерти («с падением последнего лепестка окончится и моя жизнь»).

Гвоздика. В классической геральдике гвоздика — эмблема страсти, порыва, душевного возбуждения (вероятно, на основании ошибочного отождествления гвоздики-цветка с гвоздикой-пряностью). В конце XIX — начале XX в. гвоздика приобрела значение эмблемы революционной страсти, следствием чего стало широкое употребление этого цветка (и копирующих его красных бантов) в революционной символике.

Лилия. Эмблема чистоты, непорочности, света — и одновременно, благодаря своей «фаллической» форме, эмблема плодородия. По античному мифу, лилии выросли из молока Геры. В средневековой эмблематике лилия стала символом Благовещения: архангела Гавриила, являющегося Деве Марии, всегда изображали с лилией в руке. Как олицетворение непорочности, лилия стала атрибутом Богоматери.

Образцы изображения лилии в геральдике и эмблематике. Верхний ряд: натуральные. Нижний ряд: стилизованные, условные.

Иногда лилия встречается на изображениях Христа: либо Он вручает этот цветок кому-либо из святых, либо лилия исходит из Его рта и толкуется как символ милосердия.

Тройная лилия олицетворяет Троицу.

Как геральдический цветок, лилия издревле служила эмблемой европейских королевских домов. Широко известна французская лилия Бурбонов. По легенде, лилию королю франков Хлод-вигу после его крещения преподнес в дар ангел; с тех пор этот цветок — флер-де-лис — стал эмблемой французского королевского дома.

«Лилейным» (нежным) называют голоса цикад и муз в поэзии.

Лотос. Цветок, представляющий собой модель мироздания: он существует одновременно в трех сферах бытия — в воде, на земле и в воздухе. Благодаря этой «тройственности» лотос метафорически толкуется как олицетворение человеческой природы, пребывающей одновременно в материальном, духовном и интеллектуальном мирах.

В индуизме лотос — цветок, возникший из пупа Вишну; согласно мифу, из этого цветка появился творец мироздания Брахма. По Е. П. Блаватской, это цветок олицетворяет вселенную, возникающую из неподвижного перводвигателя. Мистическая география индуизма соотносит плавающий по воде лотос с землей, плывущей в мировом океане; в этой модели чашечка цветка олицетворяет священную гору Меру, а лепестки означают четыре стороны света.

Вишну со своей супругой Лакшми и Брахмой в лотосе отдыхает на змее Шеше. Средневековая гравюра.

В Египте лотос символизирует рождение; он возник из первичного ила, и из него появился Демиург. В сочетании с папирусом лотос символизировал единство Египта (юг Египта — лотос, север — папирус). Лотос считался атрибутом Осириса, Гора, Иси-ды. Голубой нильский лотос, поскольку он цветет днем, а к вечеру закрывается, признавался эмблемой рассвета, пробуждения от сна; поэтому его клали в саркофаги, чтобы умершие наверняка проснулись в загробном мире. Белый лотос, наоборот, раскрывался только ночью и потому считался эмблемой сна.

В буддизме лотос признается священным растением. У Будды Гаутамы «глаза лотоса, ноги лотоса и бедра лотоса». Учитель, распространивший буддизм в Тибете, носил имя Падмасамбхава («возникший из лотоса»). Бодхисатву Авалокитешвару в одной ипостаси зовут Падмапани («держащий в руках лотос»), и цветок в его руках есть выражение сострадания. В другой ипостаси его зовут Падманартешвара («бог танца с лотосом»). Лотос также символизирует познание, позволяющее соскочить с колеса перерождений и достичь нирваны.

Семилепестковый цветок. — Bo-schius. Sumbolographia (1702).

В Китае лотос, зародившийся в иле, но выходящий из ила чистым, есть символ чистого стремления.

Синий цветок лотоса по созвучию номинаций соответствует слову «чистота». Другое название лотоса омонимично слову «скромность».

Античная традиция знает лото-фагов («поедателей лотоса»), у которых этот цветок отнимал память и дарил сиюминутные удовольствия.

«Конкретная» символика лотоса определяется количеством его лепестков. Пятилепестковый — пять чувств, пять миров, рождение, инициация, смерть. Семилепестковый — семь небес, семь планет, семь дней недели. Восьмилепестковый — «сердце бытия», место пребывания Брахмы.

Девятилепестковый — человек. Двенадцатилепестковый — вселенная. «Тысячелепестковый» лотос с треугольником посередине — последнее откровение.

Роза. Символ вечности, сердце мира, мистический центр, модель мироздания (подобно восточному лотосу). Священный цветок Афродиты и Венеры, как богинь любви; библейская роза Шарона — олицетворение возлюбленной. Также священный цветок Исиды, поэтому в «Золотом осле» Апулея роза выступает как эмблема посвящения в культ богини. Роза — эмблема весны, возрождения, красоты, розовый бутон — эмблема девственности, увядшая роза — символ бренности, тлена, мимолетности житейских наслаждений. В эпоху эллинизма роза приобрела значение изнеженности, роскоши; с этих времен в язык вошли выражения «спать на розах» и «бросать розы к ногам победителей».

Семилепестковая роза как аллегория семи планет, семи стадий трансформации и т. д. — Fludd. Summum bonum (1629), фронтиспис.

Восьмилепестковый цветок в качестве восьмого или первого из семи. — Recueil de figures astrologiques. Манускрипт (XVIII в.).

Красно-белая роза, «золотой цветок» алхимии, место рождения filius philosophorum. — Ripley Scrowle. Манускрипт (1582).

В христианстве белая роза — атрибут Девы Марии, красная роза символизирует страдания и кровь Христа. Шипы розы — свидетельство неизбежной кары за грехи («нет розы без шипов»). Ранние христиане в Риме клали розы на могилы в знак почестей и удовольствий, которых умершие были лишены при жизни. Так сложился католический праздник розалий — праздник поминовения умерших. Считалось, что розой, как «Христовым цветом», можно отпугнуть демона; жены рыцарей дарили своим отправлявшимся в поход мужьям розы в знак верности и святости любви. В Средние века возник и существующий по сей день высший знак отличия, которым Папа Римский награждает католических правителей, — знак «Золотая роза», вручаемый за услуги церкви (поскольку французские короли трижды удостаивались этого знака, они получили право именоваться «христианнейшими»).

В восточной традиции роза — эмблема земной любви. В придворной поэзии средневековой поры часто встречается мотив любви соловья к розе. Их союз толковался как синтез трех удовольствий — цвета, запаха и звука. Кроме того, роза символизировала вдохновение: при взгляде на нее соловей начинал петь громче и заливистее.

В алхимии роза толковалась как трансмутация материи в дух. В каббале роза — мистический центр, сердце творения (ср. концепцию «Розы Мира» Д. Андреева).

У розенкрейцеров роза — вечность. Роза в сочетании с крестом символизирует единство противоположностей. Роза в центре креста — первоначальное единство, из которого возник мир. Крест с пятью розовыми лепестками — Воскресение Христово.

Белая и красная роза как конечный продукт трансформации короля и королевы. — «Tresor des tresors». Манускрипт (XVII в.).

Роза — знак не только розенкрейцеров, но и многих других тайных обществ. Поэтому она обозначала тайну (ср. немецкое выражение unter der Rosen «под розой», которое переводится как «сохранять что-либо втайне»). Если изображение розы вешали над столом, отсюда следовало, что застольная беседа не подлежит разглашению.

В языке цветов белая роза выражает страдание и тихую печаль, красная — страсть, чайная — верность до гробовой доски, голубая — недостижимую цель, золотая — совершенство.

Красная роза — эмблема английской королевской династии Ланкастеров; белая — эмблема враждовавшей с Ланкастерами династии Йорков. Династия Тюдоров, возникшая после женитьбы Генриха VII Ланкастера на дочери Эдуарда IV Йорка, взяла эмблемой красно-белую розу — розу Тюдоров. В настоящее время роза с красными лепестками и белыми тычинками — полуофициальная эмблема Англии (наравне с репейником как эмблемой Шотландии и нарциссом как эмблемой Уэльса). Желтая роза — официальная эмблема Пекина.