СВЯТЫЕ ДАРЫ

Святыми Дарами называются вино и хлеб (просфора), употребляемые в таинстве евхаристии как символическое замещение крови и плоти Христовых. Через приобщение Святых Даров происходит причащение христианина Божеству. В Евангелии от Иоанна Иисус произносит такие слова: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною; сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин 6 : 48-58).

По мнению отца Сергия Булгакова, «евхаристия есть вкушение небесного хлеба в приобщении Тела и Крови Христовых, согласно установлению самого Господа. Таинство это может быть совершено только законно рукоположенным священником или епископом. Церковь учит, что хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, подаваемые для причащения (хотя она и не разделяет латинского учения о transsubstantiatio с различением изменяющейся субстанции и не изменяющихся акциденций). В Святых Тайнах истинно присутствует Христос, подающий Себя в причащении. Но этим последним пользование Святыми Дарами в православии и ограничивается. Оно не знает выставления Святых Даров для поклонения и нарочитого их для этого освящения уже не для причащения, но для адорации, как это, не без насилия над прямой целью установления таинства, практикуется в католичестве. Освящение Святых Даров совершается в течение всей литургии, причем самой важной совершительной частью ее является произнесение установи-тельных слов Спасителя, сопровождаемое призыванием Святого Духа с их благословением (эпиклезис). Все верующие причащаются под обоими видами, т. е. не только священнослужители, но и миряне. Евхаристия имеет значение бескровной жертвы, по силе жертвы Голгофской, она приносится “о всех и за вся”, за живых и умерших».

Папа с единорогом как символом Святого Духа. — Из Scaliger, Explanatio imaginum (1570), прямая противоположность Парацельсу, Auslegung der Figuren (1569).

Литургия, во время которой совершается причащение Святых Даров, есть символическое изображение жизни Христа от рождения до вознесения. Протесис (обряд приготовления евхаристических даров) — символ Рождества Христова; Малый Вход — символ Его явления миру; Великий Вход, то есть перенесение Даров на престол, — символ погребения Христа и Его торжественного входа в Иерусалим и т. д.

См. также: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ.

СЕФИРОТ. Каббалистический вариант мирового древа и древа познания, модель мироздания, олицетворение Высшего Человека, в котором противоположности уравновешены и находятся в гармонии. Это название производят от двух древнееврейских слов — сефер (книга) и миспар (число). Графически дерево сефи-рот представляет собой десять шаров, выстроенных в три вертикальных ряда и связанных двадцатью двумя «путями»; причем вершина дерева — сефира Кетер — находится вне общей схемы, будучи недоступной для всех остальных сефир. Поэтому на схемах ее заменяет сефира Даат (Познание).

Из книги Кирхера «Эдип Египетский»

ДЕРЕВО СЕФИРОТ ПОЗДНИХ КАББАЛИСТОВ

Согласно каббалистам, вселенная разделена на четыре мира, каждый из которых состоит из десяти сфер. При этом важно знать, как эти десять сфер каждого мира расположены и соотносятся друг с другом в так называемом Дереве Сефирот. Это дерево составлено из десяти кругов, представляющих числа от 1 до 10 и связанных друг с другом двадцатью двумя каналами или путями — двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. Десять (числа) плюс двадцать два (буквы) дает оккультное число 32, которое, согласно Мишна, означает Тридцать Два Пути к Мудрости. Буквы и числа, согласно каббалистам, являются ключами ко всему знанию, потому что через секретную систему их построения открывается тайна творения. По этой причине они называются Путями Мудрости. Этот оккультный факт часто скрывается в 32 степенях масонства.

Имеется четыре дерева, каждое для одного из четырех миров. Первый мир — это мир Ацилут, десять шаров которого являются шарами света, устроенного в середине АЙН СОФ. Силы и атрибуты этого дерева отражены в каждом из трех низших миров.

В каждом из миров форма дерева остается одной и той же, но сила составляющих их шаров убывает последовательно. Для усложнения своей доктрины каббалисты сотворили другое дерево, которое состоит из всех мировых деревьев, но при этом содержит только девять шаров. В этом единственном дереве сконденсирована вся аркана, до сих пор рассеянная по различным собраниям каббалистической литературы.

ЧЕТЫРЕ ДЕРЕВА СЕФИРОТ

Сорок концентрических кругов расположены в виде четырех деревьев, каждое из которых состоит из десяти кругов. Эти деревья раскрывают иерархию, контролирующую судьбу всех созданий. Эти деревья одни и те же в каждом из четырех возможных миров, но сила, заключенная в каждом из шаров, проявляет себя различным образом в зависимости от субстанции каждого мира, что и приводит к бесконечному разнообразию.

Имена сефир и их значения:

1. Кетер Венец Перводвигатель

2. Хокма Мудрость Зодиак

3. Бина Распознавание Сатурн

4. Хесед Милость Юпитер

5. Гебура Сила Марс

6. Тиферет Великолепие Солнце

7. Нецах Победа Венера

8. Ход Величие Меркурий

9. Иесод Основание Луна

10. Малкут Царство Элементы, стихии

Как замечал М. Холл, «нужно постоянно иметь в виду, что се-фирот и свойства, приписываемые им, подобно тетраксису пифагорейцев, являются просто символами космической системы с ее множественностью частей».

Дерево сефирот иногда изображается в виде человеческого тела, что символизирует Адама Кадмона; при этом десять сефир толкуются как аналоги жизненных органов первочеловека: Ке-тер — голова, Хокма и Бина — полушария мозга, Хесед и Гебу-ра — правая и левая руки, Тифе-рет — сердце, Нецах и Ход — правая и левая ноги, Иесод — чресла, Малкут — ступни.

Что касается вертикальных колонн, в которые соединены се-фиры, центральная идет от Кетер (Даат) через Тиферет и Иесод к Малкут; правая (колонна Яхин) исходит из Хокмы и через Хесед опирается на Нецах; левая (колонна Воаз) исходит из Бины и через Гебуру опирается на Ход. Нецах и Ход соединены «путями» с Малкут — опорой всего сущего.