РОГ ИЗОБИЛИЯ

Эмблема изобилия, процветания, экономических успехов. По греческому мифу, изначально этот рог принадлежал козе Амалфее, вскормившей младенца Зевса (по другой версии мифа, Амалфеей звали нимфу, которая прятала Зевса от его отца Кроноса). В благодарность за спасение Зевс превратил сломавшийся рог козы в рог изобилия, а саму козу вознес на небо (звезда Капелла в созвездии Возничего).

Уже в античности рог изобилия стал атрибутом не только Зевса, но и божеств плодородия, в первую очередь матери-земли Геи, богини удачи Фортуны и бога богатства Плутоса. В эпоху эллинизма рог изобилия стал одним из атрибутов Гермеса, покровителя торговли.

В средневековье рог изобилия часто изображался в руках аллегорий достатка и процветания. После Французской революции этот рог стал одной из основных эмблем буржуазного общества. Сегодня используется в основном как словесный символ, относящийся к евроатлантическому «обществу потребления».

И в античные времена, и в Средние века, и в Новое время рог изобилия изображался как рог, из которого сыплются плоды и цветы — олицетворение плодородия земли.

РЫБЫ. Рыба — олицетворение нижнего уровня в вертикальной модели мироздания, и в этом качестве она противопоставляется птицам как представителям верха. Несмотря на общую отрицательную семантику низа, образ рыбы, обитающей в нижнем мире, обладает как отрицательной, так и положительной символикой.

С одной стороны, рыба — олицетворение и слуга злого бога Сета (Египет), съедающая уд Осириса, прислужница библейского демона Асмодея и пр. Довольно часто библейский Левиафан изображается и как морское чудовище, и как рыба.

С другой стороны, повсеместно распространено представление о том, что мир стоит на спинах рыб, чаще всего китов. Например, русская Голубиная книга гласит:

Кит-рыба всем рыбам мати.

Почему же кит-рыба всем рыбам мати?

На трех китах земля основана.

Стоит кит-рыба — не ворохнется;

Когда ж кит-рыба поворотится,

Тогда мать-земля восколыбнется,

Тогда белый свет наш покончится, —

Потому кит-рыба всем рыбам мати!

Из книги Пикара «Религиозные церемонии»

ПЕРВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ВИШНУ, ИЛИ АВАТАРА МАТСЬЯ

В древнеиндийской мифологии аватара — земное воплощение божества, сошедшего в мир людей и «вселившегося» в смертное существо, чтобы защитить тех, кто поклоняется этому божеству, и восстановить мир и справедливость. Самые известные ватары в древнеиндийской мифологической системе — десять аватар бога Вишну: Матсья (рыба), Курма (черепаха), Ва-раха (вепрь), Нарасинха (человек-лев), Вамана (карлик), Парашурама (Рама с топором), Кришна (Баларама), Будда и Калки (белый конь). Воплотившись в рыбу, Вишну спас от всемирного потопа многих мудрецов-риши, а также семена всех растений. Миф также гласит, что до того как Брахма покрыл землю водой, царь Ману совершал великое покаяние. Случайно, набирая воду ладонью, он зачерпнул и маленькую рыбу. Она попросила не бросать ее обратно в реку и стала быстро расти в сосуде, куда ее поместил Ману. Через некоторое время рыбу пришлось выбросить в море, где она достигла огромных размеров. Когда начался потоп, Ману с семенами всего живого спрятался в ковчег, привязанный к золотому рогу рыбы. Пережив потоп, Ману стал праотцом человечества.

В образе черепахи Вишну участвовал в пахтаньи мирового океана; в образе вепря бог сразил демона Хираньякшу — поединок продолжался тысячу лет, после чего вепрь поднял на клыках землю, утопленную демоном в океане.

Кроме того, рыбы во многих традициях символизируют плодородие, воспроизводство жизни, воскресение (отчасти именно поэтому в раннем христианстве рыба трактовалась как эмблема Христа). Известны «рыбные» аватары ведических божеств Брахмы и Вишну: по индийскому мифу, Вишну принял образ рыбы, чтобы предупредить первого человека Ману о надвигающемся Всемирном потопе. В иранской мифологии перворыба Кара охраняет мировое древо посреди озера Ворукаша.

В христианстве рыба прежде всего — символ Христа. Греческая фраза «Iesous Cristos Theou Huios Soter», то есть «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» рассматривалась как «расшифрованная аббревиатура» Ictius, «рыба». Вдобавок библейские рассказы о Христе изобилуют «рыбной» символикой: так, Христос насыщает голодных рыбами и хлебами; апостолов Петра и Андрея Он обещает сделать «ловцами человеков». Крещение на латыни — piscina («садок для рыбы»), а новообращенные — pisciculi («рыбки»). Кольцо папы римского — «кольцо рыбаря» (то есть ловца человеков); ср. фактически ту же семантику образа Короля-Рыбака в цикле легенд о Граале.

Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) — символ Троицы.

В алхимии рыба — символ мистического перерождения. Психология трактует рыбу как образ бессознательного, взаимодействующего с «материнским миром».

Акула. Олицетворение опасности, зла, смерти. Эта семантика акулы сохранилась по сей день, подтверждением чему многочисленные «акульи» страхи, квинтэссенцией которых стали знаменитые книга и фильм «Челюсти».

Дельфин. Священное животное Посейдона и Аполлона, посредник между миром людей и загробным миром, аллегория спасения, понимаемого как в буквальном, так и в переносном смысле: благодаря последнему толкованию дельфин получил признание в христианской символике. Он — олицетворение Христа как Искупителя и Спасителя. Дельфин, изображенный вместе с якорем или с лодкой, символизирует душу христианина или Церковь, которую Христос ведет к спасению.

Захват Левиафана с помощью состоящей из семи колен Давидовых рыболовной снасти, с распятием в качестве наживки. — Herrad of Lansberg. Hortus deliciarum (XII в.).

В индийской традиции дельфин — ездовое животное бога любви Камы.

Еще дельфин трактуется как символ скорости, резвости, быстроты передвижения в воде.

Карп. В дальневосточной традиции олицетворение силы и храбрости. В русском фольклоре (как золотая рыбка) — символ мудрости и сверхъестественных способностей.

Кит. Амбивалентный образ, толкуемый, с одной стороны, как олицетворение власти, величия, царственности, с другой — как символ материальной оболочки, могилы, принадлежности к мирскому. Широко известна библейская легенда о пророке Ионе, проглоченном китом: «И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита... И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Ион 2 : 1-2). В Евангелии от Матфея это место из Ветхого Завета толкуется как предсказание воскресения Иисуса: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф 12 : 40).

В славянской фольклорной традиции кит был отождествлен с рыбой-островом, описанной в путешествиях Синдбада из сказок «Тысячи и одной ночи» и в ирландском сочинении «Плавание святого Брендана». П. П. Ершов в своем «Коньке-горбунке», изобилующем фольклорными мотивами, описывал эту рыбу так:

Вот въезжает на поляну Прямо к морю-окияну.

Поперек его лежит Чудо-юдо — Рыба-кит.

Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут,

А в дубраве, меж усов,

Ищут девушки грибов...

Рыба-остров. Иллюстрация из книги К. Геснера «О животных».

Он за то несет мученье,

Что без божия веленья Проглотил среди морей Три десятка кораблей.

Если даст он им свободу,

Снимет бог с него невзгоду.

Вмиг все раны заживит,

Долгим веком наградит...

Лосось (семга). Олицетворение силы, мудрости, вдохновения. Американские индейцы верили, что во внутренностях лосося находится огонь. У кельтов лосось — олицетворение мудрости; в образе лосося много лет провел первопредок ирландцев Финган, переживший Всемирный потоп.