РИТУАЛ (ОБРЯД)
Человеческое поведение представляет собой последовательность ритуалов, совершаемых изо дня в день в течение всей жизни; при этом ритуал можно определить как комплекс конкретных действий, регулярно выполняемых, осознанно или бессознательно, для достижения той или иной цели. Существуют ритуалы бытовые (элементарный ритуал — утреннее пробуждение современного человека: встать, умыться, почистить зубы, позавтракать, уйти из дома) и ритуалы магические, цель которых — воздействие на природу. Магические ритуалы плодородия, в частности, замечательно описаны Дж. Фрэзером в «Золотой ветви». К подобным магическим ритуалам относятся и обряды инициации, среди которых — знаменитые древние мистерии: Элевсинские, орфические, Дионисийские, мистерии друидов и мистерии Одина.
Из книги Монфакона «Древности»
ОСНОВАНИЕ ДЕЛЬФИЙСКОГО ТРИПОДА
В Дельфах, одном из сакральных центров Древней Греции, находились святилище Аполлона и знаменитый Дельфийский оракул. Согласно мифу, Аполлон избрал место для святилища после того, как убил Пифона, огромного змея, преследовавшего мать Аполлона богиню Лето. В сокровенную часть храма, где находился оракул, не мог входить никто, кроме жрицы-вещательницы (пифии), которая перед каждым прорицанием совершала ритуал: отпивала глоток воды из священного ручья Кассотида, жевала листья лавра (дерева Аполлона) и садилась на золотой треножник над расселиной скалы. Впав в экстатическое состояние, пифия выкрикивала бессвязные слова, которые жрецы потом истолковывали как волю Аполлона.
Наверху надпись гласит: «Пусть будет уверовано, что все возможно. Искусство мимолетно, ярко и редко, и глупцы не верят в него». Слова между солнцем и полумесяцем таковы: «Это сокрыто», а слова на полосе через тело: «Книга жизни и истинное Сокровище Мира». Слова слева от фигуры говорят: «Движется почти все, и душа тела возвращается к месту, откуда она в него слетела, и созревает семь или девять месяцев, и тогда появляется Король, увенчанный диадемой». Слова справа гласят: «Есть три Меркурия: животный, растительный и минеральный». Текст внизу столь зашифрован, что передать его осмысленно почти невозможно. В нем говорится, что прикладывание огня к ногам символической фигуры может привести к извлечению из нее солнца и луны, которые человеческое тело, как показано на картине, поднимает над своей головой до благородного положения.
Промежуточное положение между ритуалами бытовыми и магическими — во всяком случае, сегодня — занимает танец. Во многих традициях существуют мифы о творении мира через божественный танец; фольклор и аграрный календарь многих народов знают магические танцы, призванные увеличить (или, как в случае с ведьминской пляской, искоренить) плодородие земли. Средневековое европейское искусство создало танец смерти. Нынешний танец утратил «магичность» цели и приобрел исключительно духовное значение.