ПРИКЛАДНАЯ СИМВОЛИКА
Прикладной символикой принято называть графические системы технического, «подсобного» назначения, символы которых представляют собой эквивалент знаков письменности, но применяются не универсально, а в специфических отраслях знаний. Эти системы сложились в эпоху позднего средневековья; первыми системами прикладной символики были астрологические и алхимические знаки. Приблизительно в то же время стала складываться и музыкальная нотация, получившая законченную форму к XVIII столетию.
К прикладным символам относятся также символы веса, счета, денежных единиц, аптечного дела. Особую разновидность таких символов составляют символы математические; впрочем, последние все-таки вышли за узкие рамки сугубо математической парадигмы и стали, пожалуй, единственной на сегодняшний день действительно универсальной письменностью (см. ПИСЬМО).
Алхимические процессы: 1. Амальгамирование. 2. Смешивание. 3. Кипячение. 4. Пурификация (очищение). 5. Растворение. 6. Изъятие. 7. Распыление. 8. Фильтрация. 9. Гниение. 10. Амальгама. 11. Эссенцирование. 12. Выпаривание. 13. Дистилляция. 14. Соединение. 15. Сублимирование.
Прикладной характер носит и пиктографический код дорожных знаков и иных указателей.
Из книги Валентина «Последнее завещание и Ветхий Завет»
ТАБЛИЦА СРЕДНЕВЕКОВЫХ АЛХИМИЧЕСКИХ СИМВОЛОВ
Алхимическая нотация относится к прикладной символике. Знаки этой нотации служили для представления различных химических элементов и алхимических процессов и трансформаций. На приведенной таблице показано соотношение планет, металлов, химических элементов и стадий Великого Делания в сочетании с соответствующими знаками, которые, по словам М. Холла, «скрывали в своих собственных формах оккультные секреты духовной природы».
В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур, такие, как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке. Иногда этот металл символизировался солнечным кругом и лучами, исходящими от него. Серебро персонифицировалось в виде женщины, которую они именовали королевой. Она не носила короны, но часто стояла на полумесяце в позе Мадонны. Ртуть (Меркурий) символизировалась юношей с крыльями, часто с двумя головами, часто с жезлом, именуемым кадуцеем. Свинец символизировался стариком с палкой в руке, железо — солдатом в латах. Азотной кислоте было дано странное название «Живот устрицы», а завершение Великой Работы символизировалось Фениксом, сидящим в гнезде из огня. Соединение элементов символизировалось женитьбой, процесс разложения — черепом, сурьма — драконом.