НОЧЬ
Антитеза света (дня), архетипическое воплощение тьмы, олицетворение женского начала, символ смерти.
В античной традиции ночь — великая богиня Никта. Гесиод говорит о ней:
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись...
Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также и Сон и толпу сновидений.
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид — золотые прекрасные яблоки холят За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Керр беспощадно казнящих... Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных, Страшная Ночь родила, а за нею — Обман, Сладострастье, Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою*.
Дуада (день и ночь): символическое представление соответствия между Зодиаком и человеком. — Tres Riches Heures du d^ de Berry. Манускрипт, Шантильи (XV в.).
Античность воспринимала ночь как амбивалентный символ, что вполне подтверждается приведенным выше отрывком. С одной стороны, Ночь — «страшная», она порождает смерть, раздор, обман, старость; с другой стороны, от Ночи происходят день, то есть свет, справедливость (Немезида), плодородие и бессмертие (Геспериды с их золотыми яблоками). То есть ночь означает и гибель, и изобилие; в ней присутствует ожидание дня, обещание дневного света.
Олицетворением ночи в западноевропейском искусстве часто выступает женская фигура с белым (сон) или черным (смерть) ребенком. Как архетип тьмы, ночь связана со страхом перед неизвестностью, злом и нечистой силой, отчаянием, безумием, смертью; как время любви (в индийской традиции ночь — пора богини удовольствий и наслаждений Рати) и покоя, она ассоциируется с сексуальностью, зачатием, отдыхом, миром, сном, мечтами. Амбивалентность ночи находит подтверждение и в языке («тихая ночь», «святая ночь» — «кошмарная ночь»). В живописи эпохи Возрождения День и Ночь часто изображались в образах черной и белой крыс, грызущих время; эти крысы символизировали беспощадность Хроноса.