НАСЕКОМЫЕ

Олицетворения духов природы, иначе духов стихий; под влиянпем христианства насекомых стали рассматривать как воплощения демонов, тем паче что ядовитые насекомые издревле воспринимались как символы смерти. По всей видимости, отождествление насекомых с бесами произошло отчасти по причине того инстинктивного недоверия, если не сказать — отвращения, которое большинство людей испытывает к насекомым.

Бабочка. В обиходе символ легкомыслия и бренности. С точки зрения религиозно-мистической бабочка символизирует человеческую душу; три стадии ее развития соответствуют трем ступеням развития души. Как писал М. Холл, эти три стадии «рассматриваются как завершение развития человека, получающего символические крылья, обретя которые, он может парить в небесах». Стадия личинки сопоставляется с человеком «невозрож-денным», то есть невежественным и беспомощным. Стадия куколки означает человека, который ищет истину. Наконец, стадия превращения куколки в бабочку означает развитую душу, достигшую просветления, «поднимающуюся из могилы своей природы».

Мотылек. Олицетворение тяги к непознанному, связанной с риском для жизни («Как мотылек на огонь ночной...») Другое толкование — мотыльки олицетворяют сокровенную мудрость, потому что прячутся во тьме и их нельзя разглядеть.

Муравей. Символ трудолюбия, прилежания и предусмотрительности (ср. известную басню Эзопа, обработанную Ж. Лафонтеном и И. А. Крыловым). «Физиолог» приводит изречение Соломона: «Пойди к муравью, ленивец!» (Притч 6 : 6); в этом тексте также упоминается, что у муравьев, несущих зерна, не станут клянчить милостыню их бегущие налегке собратья, они сами отправятся собирать зерна, что обнаруживает их ум. Отсюда «Физиолог» выводит, что человеку надо отличать слова Ветхого Завета от его духа, чтобы тот не оказался умерщвлен буквой.

Муха. Олицетворение зла, заразы, греха, смерти. Библия упоминает адского князя Вельзевула, чье имя — Баал-Зебуб — переводится как «повелитель мух». Пророк Исаия говорит о мухах как о каре нечестивцам: «Даст знать Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, и прилетят, и усядутся все они по долинам опустелым, и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам» (1 Ис 7:18). По иранскому мифу, темный бог Ангро-Манью проник в мир в образе мухи.

Паук. Олицетворение темной, бесовской силы, дьявольской половины в природе человека — и одновременно символ творца, демиурга, чье творение (паутина) связывает мироздание. По мифам американских индейцев, сеть человека-паука объединяет небо и землю. В индийской мистике встречается представление о бо-гах-пауках, связавших паутиной зародыш вселенной с незримой творческой силой.

Иногда паука трактуют как человеческую душу (считается, что душа в образе паука покидает человеческое тело через рот и тем же путем возвращается). Неожиданное появление паука в поле зрения человека сулит, по примете, некое известие.

В христианской символике паук олицетворяет греховные побуждения, которые высасывают кровь из человека.

Пчела. Олицетворение трудолюбия, также символ красноречия. По греческому преданию, на уста поэта Пиндара села пчела, сообщившая Пиндару поэтический дар. У орфиков пчела считалась воплощением души, потому что пчелы передвигаются роем, подобно душам, которые «роем» отделяются от божественного Единого.

В индийской традиции пчела на лотосе — эмблема Вишну; синие пчелы на лбу — признак Кришны, пчела на вершине треугольника — Шива. Из пчел, олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива лука бога любви Камы, за которым вечно тянется вереница пчел.

В исламе пчела — верная, разумная, мудрая, безвредная. Пчелы «помогают цветам цвести, практикуются в полезных вещах, работают днем, не подбирают еды, собранной другими, не любят грязь и плохие запахи и подчиняются своему повелителю. Они не любят темноты и нескромности, облаков сомнений, бури возмущения, запаха запрещенного, воды излишества, огня похоти» (Ибн аль-Атир). В митраизме пчела — душа, жизненный принцип, возникающий от быка, поскольку он связан с пчелой, живущей на костях буйволов и быков. Пчелы, как и волы, бесполы и считаются андрогинными.

В христианстве пчелы — прилежание, стремление к порядку, чистота, непорочность, смелость, бережливость, благоразумие, взаимопомощь. Также пчела символизирует девственность Марии, которая произвела на свет Христа-мед. Еще пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует рвение и бдительность. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а Церковь — с ульем.

Пчелиный улей — образ и символ общественного устройства.

Саранча. Олицетворение болезни, бедствия, смерти, расстройства космического порядка. В Библии неоднократно упоминается о зловредности саранчи: «И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой; она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные... и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской» (Исх 10 : 14-15). Откровение Иоанна Богослова рисует саранчу еще более черными красками: «И дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр 9 : 3-4); «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была — вредить людям пять месяцев. Царем над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Апол-лион» (Откр 9 : 7-11).

Скарабей (навозник). Египетский солнечный символ, значение которого Плутарх сформулировал следующим образом: «Можно подумать, что этот вид жуков состоит только из самцов, которые откладывают свое семя в материал, которому придают форму шара. Эти шарики они затем катят дальше задними лапками. Тем самым они подражают пути Солнца, которое движется с востока на запад, однако они следуют в противоположном небесному движению направлении». Голова скарабея в Древнем Египте — эмблема бога солнца Ра (в ипостаси Хепри, творца вселенной). На груди мумий чертились «сердца скарабея», которые охраняли умерших в загробном мире. По замечанию М. Холла, «скарабей символизировал силу тела, воскрешение души, Вечного и Непостижимого Творца в Его аспекте Повелителя Солнца».

СКАРАБЕИ

ЕГИПЕТСКИХ ФАРАОНОВ

На брюхо скарабея обычно наносились надписи, где указывалась династия, во время которой скарабей был вырезан. Эти скарабеи иногда использовались в качестве печатей. Скарабеи вырезались из обычного или драгоценного камня. Иногда они делались из глины, обжигались и покрывались глазурью. Большинство небольших скарабеев использовалось в качестве бус. Некоторые из них были столь тверды, что ими можно резать стекло. На показанном выше рисунке А — вид сверху и сбоку, В — вид снизу, где написано имя внутри центрального картуша.

Скорпион. Амбивалентный символ мудрости — и разрушения, лжи (жалит хвостом, то есть исподтишка), смерти (последнее подтверждается тем, что при соотнесении двенадцати знаков Зодиака с двенадцатью апостолами скорпион был «назначен» Иуде Искариоту). Как богиня знания, мудрости, египетская Исида появлялась в сопровождении семи скорпионов. В античной традиции скорпион был послан Артемидой ужалить охотника Ориона, посмевшего вызвать богиню на состязание. В Библии скорпион причисляется к «нечистым», «бесовским» животным.

Вместе с тем в средневековой эмблематике скорпион олицетворял логику — одно из семи свободных искусств.

Стрекоза. Олицетворение ветрености и легкомыслия (ср. широко известиную басню «Стрекоза и муравей»).