МИФ И СКАЗКА

Согласно определению в энциклопедии «Мифы народов мира», миф есть форма общественного сознания. К. Леви-Строс определяет его как «поле бессознательных логических операций». С позиции структурно-лингвистической, миф — символический «язык», с помощью которого человек описывает, интерпретирует и моделирует окружающую действительность (мифология есть комплекс символов (мифем), на которых основано человеческое мышление и которые суть максимально абстрактные образы, или психические структуры). Ключевое слово здесь — «моделирует»; миф создает именно модель текущей реальности (конкретное социокультурное «воплощение» материальной действительности), причем модель предельно достоверную, «воспроизводящую» из себя реальность. В трудах Тартуской Летней семиотической школы миф и фольклор были определены как вторичные моделирующие системы — вторичные по отношению к языку, на котором они основаны и который позиционируется как первичная моделирующая система.

Дочерняя форма мифа — сказка, в которой, по сравнению с «родителем», наблюдается ослабление этиологической (объяснительной) функции, а также ослабление веры в истинность описываемых событий и реалий (соответственно и ослабление веры в истинность конкретного фрагмента действительности).

«Вторичность» сказки по отношению к мифу проявляется в том, что она, например, оперирует уже не мифологическим «первовременем» («когда животные были людьми»), а некоторой условной хронологией — и не менее условной простран-ственностью («в некотором царстве, в тридесятом государстве» и т. п.), в отличие от строгой географической локализации мифа (там, где последняя присутствует). Эта условность времени и места ведет и к демифологизации результата, то есть к ослаблению этиологической функции мифа: деяния мифологических героев носят ярко выраженный космический характер и имеют универсальное значение в своих последствиях (скажем, добывание огня, пресной воды, сотворение суши и др.), тогда как в сказке герои совершают те или иные поступки, руководствуясь, если воспользоваться пропагандистским клише советского периода, «стремлением к личному обогащению» (разумеется, «обогащение» следует понимать в широком смысле — как обретение некоего блага, материального, духовного, социального [брак] и т. д.) и восполнению исходной недостачи, приобретению чего-либо в семейнородовой, иначе — социальной сфере.

Арфист услаждает слух сокологолового бога Гора. Древнеегипетская фреска.

Иначе говоря, сказка есть способ описания не мира, а мифа, представляющего собой символическое истолкование окружающей действительности, своего рода метаязык мифа.

Вполне вероятно, впрочем, что сказка и миф связаны не столько диахронистически («родитель — потомок»), сколько синхронистически, как творческая дуада, наподобие божественной пары Гор — Сет в египетской мифологии, наподобие китайского представления о двух началах мироздания — Инь и Ян, наконец, наподобие Бога и сатаны в учениях богомилов и катаров.

Миф символически описывает окружающую действительность на макро (космическом) уровне; сказка символически описывает окружающую действительность на микро (индивидуальном, социальном) уровне. А. Лосев определял миф как совпадение общей идеи и чувственного образа. Перенося это определение на сказку, мы можем позиционировать ее как совпадение чувственного образа и общей социальной идеи (сложившейся в данном социуме схемы отношений между его членами). Оба этих явления, миф и сказка, влияют на формирование как у индивида, так и у социума образа жизни, позволяя определенным образом воспринимать, интерпретировать и проектировать окружающую действительность.

Богиня Нинхурсаг и божество в образе быка у Мирового древа. Рельеф. Сузы (II тыс. до н. э.).

ДЕВЯТЬ МИРОВ ОДИНИЧЕСКИХ МИСТЕРИЙ

Согласно скандинавской мифологии, мироздание состоит из девяти сфер. При посвящении в мистерии Одина инициируемый проходил последовательно девять пещер (или залов), соответствующих этим девяти сферам, а именно: 1. Асгард — верхние небеса, обитель богов-асов; 2. Альвхейм — нижние небеса, сфера света, обитель альвов; 3. Нифльхейм — горизонтальная проекция преисподней, расположенная на севере (или внизу — в вертикальной модели мироздания); 4. Йотунхейм — обитель великанов-йоту-нов, сфера хаоса, расположенная на востоке; 5. Мидгард — Срединный мир, обитель людей, которую обвивает мировой змей Йормунганд, он же «змей Мидгарда»; 6. Ванахейм — обитель богов-ванов, сфера плодородия; 7. Мус-пелльсхейм — сфера огня, расположенная на юге; 8. Свартальвхейм — подземная сфера, обитель темных альвов, иначе цвергов; 9. Хельхейм — преисподняя, распложенная в наинизшей точке мироздания. «Следует понимать, что все эти миры недоступны чувствам человека, за исключением Мидгарда, дома человеческих существ, но в процессе инициации душа кандидата, освобожденная от земной оболочки тайными силами жрецов, странствует среди обитателей восьми иномирных сфер» (М. Холл).

Шакалоголовый бог Анубис. Древнеегипетская фреска.