ГОЛОС (ЗВУК)

Голос -символ освоенного, человеческого, посюстороннего пространства в противопоставлении потустороннему, демоническому: в мифах и фольклоре потусторонний мир нередко характеризуется как край, где «петухи не кричат, овцы не блеют, девушки не поют» и т. д. Отсюда, кстати сказать, и правило на поминках говорить вполголоса — покойник ушел туда, где нет человеческих голосов и иных звуков, окружающих живых. В народной культуре голос позиционируется как нечто материальное (ср. сказки, в которых говорится о выковывании голоса или языка). Голосом можно оградить человеческий мир от невзгод и происков нечистой силы — например, если громко крикнуть с высокого места, в округе град и непогода не побьют посевы, хищные звери не тронут домашний скот, ведьмы разбегутся и т. п. Изменение голоса (например, у чревовещателей, актеров и пр.) означает переход в иное состояние, даже в иной мир, выход за пределы собственного «я».

Звук, проявлением которого является голос, есть творящий, креативный символ. По «Герметическому канону», первопричиной творения был звук, раздавшийся в предвечной тишине (ср. представления о звуке АУМ и миф о флейте Кришны, пением которой был создан мир). Известна практика так называемой «символической музыки», когда слова используются лишь фонетически, для создания звукоряда, без какой-либо соотнесенности с семантикой; подобное «лишение смысла», как полагают, позволяет выявить некий глубинный, «вселенский» смысл фонетических сочетаний.

Пифагорейская музыка сфер. В нижнем углу Пифагор указывает на кузнецов, вдохновивших его на создание «музыкальной космологии». Из книги Анастасиуса Кирхера «Musurgia universalis», Рим (1650).

В греческой натурфилософии гласные признавались идеальными звуками и означали дух, семь небесных сфер и семь помещенных в них небесных тел. Эти гласные — а, е, и, о, у, ое, иу — сопоставлялись с цветами спектра и с диатонической гаммой. Согласные же означали материю.

С этими воззрениями античности неразрывно связана пифагорейская концепция музыки сфер. Согласно Пифагору, вселенная есть гигантский монохорд (музыкальный однострунный инструмент); верхний конец струны монохорда — абсолютный дух, нижний конец — абсолютная материя, то есть небо и земля. Между небесной сферой неподвижных звезд и землей находятся девять (или двенадцать сфер) — сферы Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны, огня, воздуха и воды. Каждая из сфер, перемещаясь во вселенной, издает звук определенного тона, который возникает по причине непрерывного движения эфирной пыли. Самый низкий звук издает сфера Сатурна, а самый высокий — Луна. В пифагорейском «Каноне» говорится: «Звуки семи планет и сферы неподвижных звезд вместе с тем, что над ними (Антихтон), суть девять Муз, а их совместная симфония зовется Мнемосиной». Первые небеса издают звук а, вторые — е, третьи — ое, четвертые — и, пятые — о, шестые — у, седьмые — иу. Христианские богословы добавили к этой античной концепции: когда все семь небес поют вместе, они производят полную гармонию, которая восходит как вечная слава к престолу Творца.

Пифагорейская теория музыки сфер получила развитие в европейской оккультной философии, которая рассуждала о музыке первоэлементов и интервалах их созвучий.

Антитезой голосу и звуку выступает молчание, которое символизирует, в частности, принадлежность к потустороннему миру (ср. восприятие немого как «нечистого» в славянской традиции; стоит отметить, что в фольклоре всякий физический ущерб, будь то немота, глухота, уродство и пр., толкуется как знак принадлежности к нечистой силе — это, вероятно, связано с представлением о человеке как образе и подобие Божием, не имеющем изъянов). «Похоронный» этикет, требующий как минимум понижения голоса, если не полного молчания, на похоронах и поминках, связан с тем же представлением о беззвучии как характеристике загробного мира. Молчание также выступает как способ защиты от нечистой силы: запрещается разговаривать при выкапывании кладов, которые сторожит нечисть, и во время грозы (сатана, преследуемый Богом, может залететь в рот говорящему) и т. д.

См. также: АЛФАВИТ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.