ГЕРБ
Не являясь символом в «профессиональном» понимании этого термина, герб, как элемент человеческой культуры и необходимая составляющая государственной символики, несомненно обладает символическим значением. Возникновение европейских дворянских гербов связано со средневековым рыцарским обычаем наносить на щиты символические знаки в память о совершенных подвигах (отсюда щитовая форма гербов); со времен крестовых походов эти изображения были, что называется, узаконены. Если же говорить о гербах вообще, их «предшественниками» были родовые и семейные знаки собственности, а также изображения (эмблемы) на монетах, печатях и пр.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ГЕРБ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
В коллекции лондонского Британского музея находится древний манускрипт под названием «Геральдический Манускрипт Харлея номер 269», датированный 1180 годом. В каталоге музея этот уникальный и в высшей степени интересный манускрипт описан как «древняя геральдическая книга в виде фолио, написанная во времена короля Генриха VI». На с. 66 манускрипта приводится странный герб с описанием его под названием «Герб нашего Господа Иисуса Христа». Герб описывается так: «На возвышенности стоит фигура в бесшовном подпоясанном плаще из золотых и серебряных нитей. Этот старый герольд символизирует следующее: «Это сделано для Господней овчарни». В правой руке фигура держит копьеобразный флагшток (солдаты, которые схватили Иисуса, часто символизировались копьями) с голубым флагом, на котором изображены контуры Агнца с крестообразным золотым нимбом. Справа внизу — очертания флага с красным крестом на золоте. В левой руке фигура держит голубой щит с изображением серебряного платка Святой Вероники с Головой Христа, закрепленной тремя остриями, напоминающими королевские лилии. На золотом головном уборе фигуры расположена розетка, держащая золотой крест, пронзенный тремя гвоздями, на верху которого свиток с надписью: «I.N.R.I.», а по бокам — розга слева и плеть справа».
Данный герб — уникальное свидетельство стремления средневековых институтов к документальному подтверждению священной истории человечества. Более того, появление этого герба, вполне возможно, отражает сословные противоречия средневекового социума: ведь человек благородный не мог не иметь собственного герба, посему Иисус Христос, «аристократ из аристократов», просто обязан был обладать собственным гербом.
В современной культурной парадигме герб выступает прежде всего как знак старины рода и символ престижа: обладание гербом есть признак принадлежности к аристократии. Государственные гербы, равно как и земельные, суть эмблемы местностей (как «говорящие», так и символически-ус-ловные — ср., например, государственный герб Великобритании — эмблему королевской династии), а корпоративные гербы — эмблемы отраслей производства (от средневековых цехов до современной промышленности).
Геральдически герб толкуется как составное изображение, подлежащее описанию по определенным правилам (кстати, сама геральдика как научная дисциплина возникла из средневекового обычая перед началом рыцарского турнира оглашать содержание гербов, дабы подтвердить права рыцарей на участие в состязаниях). Это описание по определенным правилам называется блазонированием (от франц. blason — родовой герб), причем блазонированию подлежат не только гербы, но и знамена. Для гербов принят следующий порядок блазонирования:
а) гербы республик, провинций, областей, городов в немонархических государствах: 1) щит, 2) венок или обрамление, 3) на-вершие, 4) щитодержатели, 5) девиз, 6) украшения;
б) монархии, личные и родовые гербы: 1) щит, 2) корона, 3) шлем (нашлемник, намет), 4) щитодержатели, 5) мантия, 6) девиз, 7) украшения.
Порядок блазонирования гербов при классических рассечениях щитового поля.
Если гербовый щит имеет два и более полей, преимущество при описании отдается правой стороне и верхней части, а далее идет слева направо и последовательными рядами. Если из четырех частей щита две тождественны друг другу, называются порядковые номера каждой части, а описание приводится одно. Если в центре герба помещен средний щиток, описание начинается с него — при условии, что в этом щитке расположены главные эмблемы.
Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца XVIII в. преобладает его французская форма. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. Изображения на поле наносятся металлами — золотом и серебром; финифтями (эмалями) — червлением (красная), лазурью (голубая), зеленью, пурпуром (фиолетовая), чернью; «мехами» — горностаевым и беличьим. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро — невинность; голубой цвет — величие, красоту, ясность; красный — храбрость; зеленый — надежду, изобилие, свободу; черный — скромность, образованность, печаль; пурпуровый — достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.
Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами. При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры — главные (почетные) и второстепенные. Почетных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест. Встречается около семидесяти разновидностей креста, которые являются вариантами трех основных видов. Второстепенных геральдических фигур свыше трехсот, из них наиболее часто встречаются следующие двенадцать: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, острие, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на три группы: естественные, искусственные и фантастические.