ПИСЬМО

Письмена суть графические элементы, выражающие определенный смысл и предназначенные для передачи, распространения этого смысла. Современное письмо основано на звуковом принципе; «смысл специально не выражен, а извлекается читателем из звучания» (И. Фридрих). Древние письменности, напротив, представляли собой понятийное письмо, когда знак передавал смысл конкретного слова или даже целой фразы. Ранние системы письменности напрямую соотносились с физической реальностью: по мере развития письма знаки становились все более условными и все более универсальными, утрачивая непосредственную связь с означаемым. Универсализация знаков и нарастающая их «отстраненность» от реальности способствовали сакрализации письмен, наделению их особым смыслом. Посему знание письменности рассматривалось как удел и привилегия жрецов или писцов, как в Египте.

С «особостью» письмен связано и представление об их божественном происхождении: египетский миф гласит, что письмо изобрел бог мудрости Тот; индийский миф приписывает изобретение письма божеству мудрости и науки Сарасвати; в скандинавской традиции руны добывает верховный бог Один; греки утверждали, что письменность изобрел Гермес.

Из книги Хиггинса «Кельтские друиды»

ЧИСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ, ГРЕЧЕСКИХ И САМАРИТЯНСКИХ БУКВ

Содержание:

1. Названия еврейских букв. 2. Самаритянские буквы. 3. Еврейские и халдейские буквы. 4. Числовые эквиваленты букв. 5. Заглавные и строчные греческие буквы. 6. Буквы, отмеченные звездочкой, принесены в греческий язык Кадмом из Финикии. 7. Названия греческих букв. 8. Ближайшие английские эквиваленты еврейских, греческих и самаритянских букв. 9. Примечание: При использовании буквы в конце слова еврейская буква Тав имеет числовое значение 400, буква Каф — 500, Мем — 600, Нун — 700, Пей — 800, Цадик — 900. Альфа с точкой и Алеф с черточкой — значение 1000.

Библия говорит о предвечном бытии письменного текста: «И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения (каменные), на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исх 32 : 15-16). Того же воззрения придерживается и ислам: Аллах создал буквы и сообщил их Адаму (но скрыл от ангелов).

Предметное письмо йоруба. Номер 1 — две раковины каури, соприкасающиеся тыльными сторонами, что выражет несогласие, упрек заимодавца нерадивому должнику. Номера 3— 4 — раковины каури, соединенные попарно фронтальными сторонами, — изъявление добрых чувств к отсутствующему брату с просьбой о ходатайстве. Номер 8 — послание мира и дружбы короля йоруба королю Лагоса от 28 декабря 1851 г. по случаю его возвращения на престол.

Иудейская мистическая традиция находила у каждой буквы древнееврейского алфавита тайное, сокровенное значение. Из этого толкования букв возникла каббала, согласно которой перебрать весь алфавит значит пройти вселенную от начала до конца, от альфы до омеги. Как писал А. Пайк, «проникая в Святыню Каббалы, исполняешься восхищением, видя столь логичную доктрину, столь простую и в то же время столь всеобъемлющую. Необходимый союз идей и знаков, освящение глубин реальности примитивными буквами; триединство Слова, Буквы и Числа... Бесконечность, которая умещается в ладошке младенца; десять цифр и двадцать две буквы, треугольник, квадрат и окружность — вот и все составляющие Каббалы. Они являются начальными принципами написанного Слова, отражения того произнесенного Слова, которое сотворило мир».

Надпись, сделанная рисуночной хеттской иероглификой.

Предметное письмо. Письменность как таковая фиксируется двумя признаками: а) действие рисования в широком смысле этого слова и б) коммуникативность, преследование цели сообщения. Если первый признак отсутствует, говорят о так называемом предметном письме, которое представляет собой использование для передачи сообщения не нарисованных знаков, а подручных средств. Варианты предметной письменности — бирки, жезлы вестников, кипу и другие виды узелкового письма, вампумы. Бирки представляли собой палки с зарубками, которые применялись, к примеру, для фиксации размеров долга: после нанесения зарубок палку расщепляли вдоль; одну половину брал себе должник, другую — кредитор. Идентичность половинок гарантировала верность суммы. Жезлы вестников, известные в Австралии, Европе и Китае, также представляли собой палки с зарубками разной длины и формы; эти зарубки помогали гонцу запомнить и точно воспроизвести все сообщения, с которыми его посылали. Узелковое письмо было распространено и в том же Китае, но широкую известность получило как письмо инков. Инки пользовались кипу — шнурами, к которым крепились несколько более тонких шнуров, различавшихся цветом и длиной и завязанных узлами различной степени сложности. Вампумы североамериканских индейцев были по «прямому назначению» поясами из шнуров, к которым крепились диски, выпиленные из раковин. Окраска дисков носила смысловой характер: черный цвет означал враждебность, красный — войну, белый — благожелательность. Если одно племя посылало другому черный пояс с нарисованным красной краской топором, из этого следовало, что война неизбежна, тогда как соединение двух черных рук на белом фоне означало мир. В современном мире примерами предметного письма могут служить «говорящие» вывески магазинов, одежда «по случаю» (например, черный наряд как знак траура), воинские знаки различия, флаги и даже памятники.

Вампум Пенна племени лениленапе.

Пиктограммы (рисуночное письмо). В древности изображение вещи было идентично самой вещи, однако появление рисуночного письма разорвало эту связь, поскольку ввело в изображение определенную дозу условности. Оно передавало смысл сообщения уже не материальным, а изобразительным способом: скажем, в письменности ацтеков изображение лука и стрел (а не сами предметы) символизировало войну, череп означал смерть, а плачущий глаз — вдовца. Собственно пиктограммы символизируют те же предметы, которые изображают; отвлеченность изображения — признак более высокой стадии рисуночного письма, идеограмм, в которых знак-рисунок превращается в знак-идею.

Примеры собственно пиктограммы — круг с лучами как изображение солнца; стрелки-указатели; волнистая линия — вода.

Австралийская палочка гонца.

Прошение семи племен североамериканских индейцев, направленное Конгрессу США.

Особым видом рисуночного письма были тамги, иначе домовые знаки, наносившиеся на стены домов и представлявшие собой своего рода прототипы монограмм. Другой вариант рисуночного письма — татуировки, в первую очередь уголовные, смысл которых известен всему преступному миру: так, бегущий конь (эмблема свободы) означает вора-рецидивиста, фрагмент колючей проволоки — знак, что этот человек прошел через «зону», восьмиконечная звезда символизирует лагерного авторитета, медведь с секирой — вор-медвежатник и т. д.

Идеограммы. В раннем идеографическом (рисуночном) письме один знак выражал одну более или менее сложную мысль. «Для того чтобы читать такое письмо, в каждом случае знание данного языка необязательно, так как общий смысл в какой-то степени ясен из самих рисунков» (И. Фридрих). Следующей стадией идеографического письма стало письмо словесное, когда каждому слову был поставлен в соответствие особый знак. Яркий образчик такого письма — китайская письменность. Она основана на рисуночном письме, и, несмотря на то что с течением времени рисуночный характер многих знаков стерся, стилизовался, у части знаков «рисуночная основа» заметна и поныне. Знаки китайского письма выражают понятия вне связи с фонетикой, поэтому они используются как универсальная письменность для множества диалектов китайского языка. Абстрактные понятия в этой письменности выражаются метафорически: «говорить» изображается как рот с выходящим из него дыханием, «рано» — солнце над горизонтом, «кровь» — ритуальный сосуд с кровью и т. д. Комплект «для обиходного употребления» в китайском письме насчитывает около 6000 знаков.

Огненное письмо батаков.

Императорский титул «автократор», записанный иероглифами.

Эволюция форм китайского письма.

Огамический алфавит.

Другой вариант идеографического письма — японская письменность, которая комбинирует словесный принцип изображения со слоговым. Поскольку японская система письма основана на китайской, основы имен существительных, прилагательных и глаголов в ней по большей части передаются китайскими словесными знаками, к которым прибавляются особые знаки кана для выражения словоизменения. Японская письменность насчитывает около 1500 словесных знаков. Еще одним примером комбинации словесного и слогового письма может служить письменность майя.

Особая разновидность идеограмм — знаменитые триграммы «Книги перемен» («И-Цзин»). Первоначально ритуалы, описанные в этой книге, совершались с помощью стеблей тысячелистника, а затем для тех же целей стали использовать графические знаки. Сплошные линии символизировали мужское начало Ян, прерывистые — женское начало Инь. Комбинация трех линий, расположенных одна над другой, образует триграмму, которая толкуется как указание на преобладающее влияние того или другого начала. Восемь возможных триграмм означают небо, землю, воду, огонь, сырость, ветер, гром и гору. Последовательно совмещая две триграммы, можно составить 64 гексаграммы, которые в совокупности образуют «мировой оракул». На нем и основывается «И-Цзин». Шесть цельных линий могут означать, к примеру, небо, императора, отца, подателя, а шесть прерывистых линий — землю, мать, народ, получателя.

В трактате «Шо гуа чжуань» описана связь триграмм с мирозданием (см. таблицу).

Совокупность восьми триграмм называется ба гуа. Обычно триграммы располагаются по кругу, образуя своего рода манда-лу, и в совокупности символизируют структуру мироздания.

Иероглифы. Китайские и японские идеограммы часто также называют иероглифами, однако в «чистом», «изначальном» значении этого термина он относится прежде всего к египетской письменности. Египетское письмо содержит три вида графических знаков — знаки словесного письма (классические идеограммы), фонетические знаки (фонограммы), обозначающие особенности произношения того или иного слова, и детерминативы, поясняющие значения сходных по изображению идеограмм. «Jb “козленок” и jb(j) “испытывать жажду” одинаково пишутся при помощи согласныхj и b; чтобы их различить, после первого ставится в качестве детерминатива знак прыгающего козленка, перед вторым — знак человека с рукой у рта» (И. Фридрих). Фонетические знаки со временем образовали «иероглифический алфавит». Египетское письмо имеет три формы — собственно иероглифическую, иератическую и демотическую; две последние суть курсивные формы иероглифики, упростившие и стилизовавшие начальные иероглифы.

Сам термин «иероглифы», то есть «священные высеченные знаки», ввел в употребление Климент Александрийский. До расшифровки египетской письменности Ж.-Ф. Шампольоном и его последователями считалось, что эти энигматические изображения представляют собой «сокровенную мудрость, высеченную в камне для поучения народу». Мистические толкования иероглифов, бытовавшие вплоть до XVIII столетия, объясняются прежде всего «болезненным пристрастием XVI и XVII веков к искусственным символам и аллегориям» (Э. Добльхофер). Так, А. Кирхер истолковал надпись «Осирис говорит» (см. рис.) как «Возвращение к жизни всех вещей после победы над Тифоном, влажность природы, благодаря бдительности Анубиса». По Кир-херу, знак змеи обозначает Тифона, знак глаза — бдительность, фонетический знак волнистой линии — воду, знак топора — победу и т. д.

Китайские иероглифы.

Таблица

Развитие формы некоторых знаков египетского письма.

Руны. Идеографическое происхождение, безусловно, имеют и руны, первоначально, по всей видимости, употреблявшиеся не столько для передачи сообщений, сколько в магических целях: согласно Тациту, германцы получали у оракулов палочки с насечками и по этим насечкам пророчествовали. Угловатость рун объясняется как раз тем, что первоначально они представляли собой насечки на дереве: вертикальные линии вырезались перпендикулярно направлению волокна, округлые и горизонтальные линии употреблять избегали. Рунический алфавит обычно называют футарком — по транскрипциям первых шести букв. Романтики, с их увлечением народным творчеством, приписывали рунам сакральное, почти божественное значение, тем паче что некоторые руны соотносились с богами и вырезались на алтарях и могильных камнях (можно вспомнить в этой связи, что германо-скандинавские мифы приписывают добывание «рун мудрости» Одину); это восприятие рун было подхвачено национал-социализмом, адепты которого объявили руны «исконно германским наследием» (на самом деле германские руны восходят к образцам средиземноморской письменности) и придали этим графическим знакам квазимагическое значение. Иными словами, в нацистской Германии руны превратились в символы «германского духа»; тот же смысл имеют и современные неонацистские рунические граффити.

Розетский камень.

Общегерманский и скандинавский рунические алфавиты.

Современные системы письменности основаны на звуковом, фонетическом письме, в котором каждая графема (буква) соответствует определенному звуку, а словесные графемы образуются комбинацией букв и передают не только смысл, но и звучание. В европейской традиции со времен средневековья предпринимались попытки создать универсальное письмо, понятное без перевода носителям любого языка. Проекты такого письма — пазиграфии — основываются на логическом исчислении понятий; их графемы представляют собой все те же идеограммы, логически упорядоченные в иерархии понятий. Общее количество пазиграфий на сегодняшний день перевалило за две сотни, однако ни один проект так и не приблизился к идеалу, который Р. Декарт еще в XVII столетии определил как «нечто вроде логического ключа человеческих понятий, пользуясь которым можно было бы по некоторым правилам вывода сугубо формальным путем получать новое знание, истинность которого заранее гарантируется философским характером языка».