Образ, символ, метафора в современной психотерапии стр.88
Чтоб видеть вас, я падаю на дно.
К. Бальмонт. Прогалины
Разговор о визуальных образах мы начнем с эйдетизма. Это явление было открыто в 1907 году Урбанчичем и затем легло в основу многих психотехнологий. Однако Урбанчич просто зафиксировал факт наличия субъективных образов, но не сделал никаких теоретических обобщений. Эйдетика в своем современном состоянии существует уже около 12 лет и представляет собой учение о субъективных наглядных образах. Ее главное практическое применение - развитие памяти. Основная работа в этом направлении была проделана школой Эриха Иенша в Марбурге. Иенш и его последователи изучали феномен эйдетизма, который характерен для детей и подростков, но иногда сохраняется и у взрослых. Эйдетики (от греч. «эйдон» — вижу и «эйдос» — образ) — люди, обладающие способностью вызвать наглядные образы, да так, что на пустом (в буквальном смысле этого слова) экране они могут увидеть целую картину, живую и яркую, как если бы это было в реальности.
До того, как был открыт и исследован феномен эйдетизма, психологи знали о существовании всего лишь двух разновидностей образов: хорошо изученные в психофизиологии последовательные образы и образы представления — основа нашей памяти. Особенность последовательных образов заключается в том, что если долго фиксировать внимание на каком-либо предмете, а затем перевести взгляд на другой, то второй образ будет сохранять на себе какие-то черты первого. Образы представления - это следовые раздражения, более или менее ярко возобновляющиеся в нашем мозгу. И когда мы говорим, что представляем себе, скажем, дерево, мы не имеем в виду, что представляем реальное дерево, можем дотронуться до него и т. д. Эйдетические или наглядные образы представляют собой нечто среднее между этими двумя категориями.
Когда явление эйдетизма было только открыто, его восприняли как забавный курьез и не более. Но в результате исследований Марбургской* школы было доказано, что эйдетизм — закономерная стадия в развитии памяти. Через нее проходят все дети, правда, в разной степени. Э. Йенш различал пять ступеней развития эйдетизма. Он также пытался вывести зависимость этого явления от конституции, индивидуальности, возраста, расы, географических условий, но подтвержденных данных об этом пока нет. Йенш ввел понятие латентного (скрытого) эйдетизма, который можно обнаружить только косвенным путем.
В конце 60-х годов XX века английский психолог Тони Бьюзон разработал интересную графическую технику, цель которой состоит в том, чтобы развивать скрытые способности ума. Идея использовать для этих целей рисунки и схемы далеко не нова. Но только с середины XX века ее стали изучать именно как способ мышления. На Западе это течение известно как «concept making» и связано с именем Джозефа Новака, профессора Корнельского университета (США). Основной смысл «concept mapping» состоит в следующем: мыслительный процесс сопровождается рисованием блок-схем, которые фиксируют новые мысли и переходы между ними. При этом активизируются структуры правого полушария.
Нечто подобное примерно в то же время пытались создать и в России (см. работы Г. П. Мельникова, П. Г. Кузнецова и Г. П. Щедро-вицкого). Однако именно методика Тони Бьюзона является наиболее популярной реализацией этого проекта. Он так и назвал ее «карты ума» — «mind maps» (см. рис. 20, 21 на цветной вклейке). По замыслу создателя эта методика должна использовать все способности коры головного мозга в едином комплексе: речь, создание образов, числа, ритм, логику, цветовое и пространственное сознание. Техника дает возможность самостоятельно исследовать потенциал своего мозга. Mind-maps может быть применена в любой сфере жизни, где обучение или более ясное мышление может улучшить показатели человеческой активности: решение личных проблем, написание эссе, подготовка к экзамену, планирование встреч, переговоров, интервью и т. д. Использование mind-maps сокращает количество времени, которое мы обычно тратим на обдумывание и решение проблем, позволяет достичь более высокой степени концентрации и более ясного видения ситуации.