Образ, символ, метафора в современной психотерапии стр.82
Цели и задачи психотехнологий
Сегодня существует великое многообразие психотехнологий, каждая из которых претендует едва ли не на обладание истиной. Очень много поклонников у движения «Свободного дыхания», у психодрамы и т. д. Не отрицая их безусловную пользу, следует все же отметить, что не стоит использовать эти подходы, не определившись с целями. Групповая и индивидуальная, телесная, вербальная, визуальная психотехнологии сами по себе не могут дать положительного результата, так как являются лишь средствами достижения определенной цели, которую должен поставить для себя каждый человек. Прежде всего мы должны осознать дисгармонию в своем существовании и прийти к выводу о необходимости интеграции (часто используемый в психологии, но не всегда понятный термин). Интеграция, по мнению авторов, есть не что иное, как стремление к гармонии существования, понимание необходимости соединить разрозненные фрагменты действительности и собственного сознания в том числе. С другой стороны, у человека, который еще не прошел эту стадию, возможно, возникает интерес к так называемым тонким планам бытия и потребность во внутренней трансформации. И в том, и в другом случае необходимо провести анализ ситуации и наметить цели, исходя из которых выбрать подходящую технологию.
Нужно сказать, что использование психотехнологий, основанных на образах, символах и метафорах, — это парадигма психологии, которая стоит как бы в оппозиции аналитической тенденции, и поэтому ее можно назвать синтетической. Наибольшую популярность приобрели, конечно, синтетические индивидуальные психотехнологии, не требующие специальной подготовки и позволяющие проводить аутотренинга без помощи ассистента. Кто-то может возразить, приведя пример аналитической психологии Юнга, но сам Юнг не считал анализ конечной целью психологии.
При рассмотрении современных психотехник следует помнить, что деление их на визуальные, телесные и вербальные весьма условно. Во-первых, невозможно ограничиться каким-то одним модусом: при восприятии информации на слух формируется визуальный образ; чтобы сделать доступными для работы графические изображения, их надо озвучить и т. д. Еще индийские йоги утверждали, что человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов, мелодий и световых потоков, динамика которых полностью определяет жизнедеятельность и психическую жизнь человека.
Природа психотехник едина и корнями уходит в синкретичность (слитность) социальных, религиозных и психологических технологий палеолита. Решая насущные проблемы, человек обращался ко всем так называемым фоновым (или, по терминологии М. Полани, неявным) знаниям, то есть к историческому и индивидуальному опыту. Поэтому предлагаемая классификация разработана исключительно в утилитарных целях и носит условный характер. Психотехнологию авторы относили к той или иной категории в зависимости от того, какой механизм лежал в основе психотерапевтического эффекта: слово, изображение, движение. Хотя при этом были подключены и другие системы восприятия.
Психотехнологии палеолита. Шаманские практики
Нельзя использовать лекарство, если неизвестно его происхождение.
Д. Ф. Рок
Все многообразие обрядов, касающихся жизнедеятельности и самого существования человека, можно разделить на две бблыпие группы: обряды и ритуалы перехода (из одного состояния в другое, из мира людей в мир нижний или верхний) и ритуалы трансформации, то есть превращения (как внешнего, так и внутреннего). При этом во всех ритуалах и обрядах использовались любые формы и методы проникновения или изменения состояний сознания. Здесь и визуальные технологии, и вербальные (от обычного барабанного ритма до песнопений), и телесные (ритуальные танцы), в которых широко использовались символы, образы и метафоры.