Мифы и символы ведической астрологии стр.36
Стрела, вылетающая из хранилища Божественной энергии, отграниченного окружностью, является символом человеческого устремления к предначертанной и прогрессивной духовной цели. Ее направление вверх отражает экстернализующее влияние планеты. Побуждение пробить скорлупу яйца и направить освобожденную энергию к высшей, безличной цели, или, другими словами, побуждение к эволюционированию и придание ему соответствующего направления, в совокупности составляют основную природу влияния Марса. Планета Марс — это Божественная энергия, ограниченная известными рамками, к которой человек может прибегнуть для достижения Божественной цели. Каким бы ни было действие, вызванное Марсом, его вклад всегда благоприятный и прочный во времени. Поистине, Марс — это Мангала Благоприятный.
Как целое, стрела и окружность символизируют микрокосм, т.е. человека со всеми присущими ему ограничениями, обладающего в то же самое время потенциалом Абсолюта. Пространство, заключенное в окружность, — это отграниченный (но не ограниченный!) потенциал, являющийся частью Абсолюта и спящий в сознании воплощающейся души. Именно благодаря этому потенциалу человек может демонстрировать безграничный духовный рост и достигать немыслимого влияния на окружающую среду. В каждом человеке сокрыты все энергии Великого Абсолюта. И нет принципиальной разницы между человеком и Великим Творцом, как нет разницы между искрой и пламенем, между каплей дождя и Мировым океаном. Стрела, присоединенная к окружности, символизирует движение, которое есть актуализация внутреннего потенциала. Поэтому, несмотря на то что действие Марса часто требует великих жертв и мужества, в конечном итоге он работает на совершенствование окружающего мира.
Планета Марс является символом надменности и высокомерия. Это качество можно проследить уже в самом происхождении данного планетного божества. В индийской мифологии Марс идентифицируется с Карттикеей, богом войны. Карттикея — сын Великого Господа Шивы, рожденный без женского участия. Он родился от самого Шивы и Земли. Как сына Земли, его называют именами Бхаума, Бхумипутра и Махисута. Другие его имена — Шива-Гхарма-я, т.е. Рожденный из пота Шивы; Гаганолмуки — Небесный светоч, или Факел; Лохита — Красный; Наварчи —Девятилучевой; Чара — Выслеживающий либо Воодушевленный; Ринантака — Освобождающий от долгов или Покровитель должников.
Блаватская отмечает, что Адам-Иегова, Брама и Марс — по сути представляют одно и то же божество (ТД, т. 3,с. 55). Все трое являются символами примитивной, или изначальной, творческой силы, которая обеспечила зарождение человечества. Адам, Брама-Вирадж и Марс, божество и планета, — все они красного цвета. Вода — это «кровь» земли, так что все перечисленные персонажи имеют связь и с землей, и с водой. Блаватская здесь цитирует Моисея, напоминая, что человека Бог создал из земли и воды. Марс-Карттикея, он же бог войны, был рожден из пота Шивы (божественной воды) и Земли.
Карттикея, божество, управляющее планетой Марс, среди прочих, носит имя Лохита — «красный». Оно также означает «кровь». Кровь — важнейший из жизненных соков, квинтэссенция физической жизни на Земле. Сходство Карттикеи и Марса указывает на важную особенность планеты Марс, которая отражена в ее геометрическом знаке, — это побуждение к проникновению в невидимое вселенское бытие и единению с ним, несмотря на то что отправной точкой служит тяжелая физическая земля. Будучи весьма уверенным в своем внутреннем потенциале, Карттикея легко оставляет своих родителей Шиву и Парвати, проявляя тем самым характерное качество Марса — высокомерие и самонадеянность на нижнем уровне проявления, которое на более высоких уровнях трансформируется в непреклонную волю.