МЕНОРА (СЕМИСВЕЧНИК)
Один из основных символов иудаизма, семирожковый подсвечник, некогда стоявший в Иерусалимском храме. В Библии Бог подробно объясняет Моисею, как делать менору и как ее зажигать: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки наподобие миндального цветка]; яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота. И сделай к нему семь лампад и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; и щипцы к нему и лотки к нему [сделай] из чистого золота; из таланта золота чистого пусть сделают его со всеми сими принадлежностями. Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе» (Исх 25 : 31-40); по мидра-шам, объяснения Господа показались Моисею слишком сложными, и тогда Господь сам сотворил первую менору. Иерусалимскую менору возжигал первосвященник. Когда Первый храм был разрушен, изначальную менору сумели спрятать и сохранить. Во время мятежа Маккавеев эта менора была изъята римлянами, однако Иуда Маккавей сделал новую. После разрушения Второго храма и менора Маккавея была увезена в Рим; ее дальнейшая судьба неизвестна (хотя легенд о ее местонахождении, естественно, не перечесть).
Классический вариант мезузы (XIX в.).
Именно менора Маккавея изображена на триумфальной арке Тита в Риме. Правда, на изображении нет треножника в основании меноры, хотя, по священным текстам, он должен быть. Этот факт толкуется двояко: не исключается вероятность того, что основание было отбито при перевозке меноры из Иерусалима в Рим; более вероятно, что резчик изобразил не менору, а один из обычных храмовых светильников. Так или иначе, евреи до сих пор избегают проходить под Титовой аркой, которая напоминает им о поражении в войне.
Менора — эмблема стойкости евреев, их умения выживать; она часто изображалась и изображается на мозаиках и фресках, на сосудах, перстнях, амулетах и пр. Сегодня менора — официальная эмблема государства Израиль.
Менора — символ еврейского духа, изображенный в гербе Израиля.
В каббале менора получила множество символических и мистических толкований. Семь ветвей меноры соотносили с семью небесами и семью планетами, семью днями творения, семью се-фирот и т. д. Менору сравнивали с Древом Жизни. Хасиды утверждают, что менора «изображает» шестикрылого серафима, образ которого был явлен Моисею Господом.
Ханукальная менора — девятирожковая; восемь основных ее рожков символизируют «чудо Маккавея»: по легенде, однодневного запаса оливкового масла, найденного в разоренном Иерусалимском храме, хватило на восемь дней непрерывного горения меноры. Девятый рожок служит для зажигания восьми основных. Главные правила зажигания ханукальной меноры следующие:
— зажигают менору при помощи «служебной» (желательно восковой) свечи «шамаш». Ее огонь не входит в число огней меноры;
— в первый день Хануки зажигают одну свечу, во второй — две и так далее, пока на восьмой день менора не засияет всеми восемью огнями;
— лампадки должны стоять на одной линии. В первый вечер Хануки зажигается крайняя справа лампадка. На следующий день к ней прибавляется соседняя слева и так далее. Однако каждый вечер лампадки начинают зажигать с той, которая раньше не горела, то есть слева направо;
— зажженную менору принято устанавливать внутри дверного проема одной из комнат напротив косяка, на котором прикреплена мезуза. Менора должна находиться не ниже 30 сантиметров и не выше 1 метра от пола комнаты. Желательно зажечь ее в дверном проеме той комнаты, где обычно проходит праздничное застолье.
Первоначально ханукальная менора представляла собой прямой ряд масляных рожков, которые вешали на дверь или на стену. В Средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которые зажигали для тех, у кого не было дома. Синагогальные меноры, дополненные двумя рожками, и стали прообразом современных ханукальных менор.