ЛАБИРИНТ
Метафора жизненного пути, изобилующего неожиданными поворотами и препятствиями; в мистицизме — символ «движения к центру», постижения тайным сокровенной мудрости. По М. Элиаде, основная функция лабиринта — охрана центра, отсюда объясняется ритуальное значение лабиринтов как мест посвящения (инициации) во многих мистериях. Изображения лабиринтов на мегалитах нередко толкуются как картины движения небесных тел, которые соотносят небосвод с его земной проекцией; при этом значения поиска и трудного пути, мистериально присущие образу лабиринта, подкрепляются отождествлением ини-циатов с астральными телами, стремящимися к центру. Ср. замечание Мэнли Холла: «Через лабиринт разбросанности только просвещенный ум может и должен привести душу к совершенному свету единства».
Минотавр в лабиринте. Греческий рисунок.
Инициальное значение лабиринта можно встретить и в художественной литературе — например, в «Янтарных хрониках» Р. Желязны, где прохождение через лабиринт-Образ позволяет приобщиться к истинному знанию и напитаться космической энергией.
Из книги Монфакона «Древности»
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ
Распространение почти по всему свету лабиринтов, «сконструированных» в форме спиралевидной петли или меандра, позволяет предположить. что лабиринты имели значение культовых символов и в пределах небольшого пространства демонстрировали долгий и трудный путь посвящения в тайну. В античности лабиринты не только строились, как знаменитый Кносский лабиринт, но и выкладывались мозаикой на полу, а в Скандинавии, прежде всего на острове Готланд, лабиринты создавались путем последовательного расположения камней. Лабиринт на полу кафедрального собора в Шартре составляет 12 метров в диаметре, а проходимый верующими путь равен приблизительно 200 метрам.
Наиболее известный мис-териальный лабиринт древности — критский, в котором обитал человек-бык Астерий, или Минотавр. А. У. Бадж трактовал лабиринт как символ обремененности и иллюзорного характера низшего мира, по которому душа скитается в поисках истины. Лабиринт, писал он, представляет солнечную систему, а человек-бык в лабиринте — солнце, обитающее в мистическом лабиринте планет, лун и астероидов.
Преодолеть лабиринт и достичь центра способен лишь герой: так, в греческом мифе победить Минотавра и благополучно выбраться из лабиринта удается лишь герою Тесею.
В христианстве лабиринт — бесовская ловушка: бесы заманивают в лабиринт людей в надежде, что они никогда не смогут оттуда выбраться.
С символикой лабиринта тесно связан образ спирали, поскольку лабиринты (во всяком случае, древние) часто имели форму концентрических кругов. Спираль — символ жизненной силы, развития и вечного изменения, ведь всякое развитие (поступательное движение) совершается по спирали. Каждый виток — конец одного цикла и начало другого. Спираль — символ циклических ритмов: смены времен года, фаз луны, жизни человека и т. д. Кроме того, спираль обладает астральной семантикой: она нередко представляет вращающийся небосвод, движение Солнца и вращение Земли. Спираль олицетворяет «паутину жизни» и завесу иллюзий Великой Богини. С двойной спиралью как эмблемой «двунаправленного действия» связано представление об андрогине. У кельтов спираль символизировала огонь.
Спирали вырезали на надгробиях, изображая путешествие души по лабиринтам загробного мира. Спираль (пружина) — символ сжатой энергии.