КРЕСТ
Знак солнца, сложившийся из изображений спиц «солнечного колеса». Греческое слово stauros (крест) означает столб, латинское crux — орудие пытки; первые христиане называли крестом те столбы с перекладиной, на которых римляне распинали преступников. Первые кресты имели форму буквы T; позднее перекладина в символе была спущена до середины столба, так что получилось стилизованное изображение буквы X — инициала Христа.
Крест олицетворяет идею центра и основных направлений, ведущих от него. Вдобавок он образует своего рода «сдвоенный центр» с местом, на котором воздвигнут. Кроме того, крест является вариантом мирового древа: в нем присутствуют горизонтальная и вертикальная проекция мироздания. В мифопоэтических системах и в оккультизме крест часто выступает как модель человека.
Во многих традициях крест символизирует жизнь, бессмертие, плодородие, мужское начало. Он нередко используется в качестве оберега, многократное воспроизведение креста сулит счастье и благополучие.
Символика креста «пересекается» с символикой сакральных чисел: это 1 — центр + 4 — материальность мира, четыре стихии, четыре времени года и т. д.
Позднейшие религиозные формы крестов встречаются задолго до христианских времен. Молот скандинавского громовержца Тора имел форму Т и символизировал грозу и молнию. У индейцев Северной Америки крест олицетворял четыре стороны света и четырех ветров. Магическое значение крест имел у аборигенов Новой Зеландии, у ацтеков и у многих других народов.
Сочетания креста и круга символизирует единство духовного и материального, мужского и женского, положительного и отрицательного. Сочетание креста и шара — символ верховной власти, торжества духовного. Сочетание креста, якоря и сердца олицетворяет три добродетели: веру, надежду и милосердие.
Высшим символом христианства крест стал в IV в., после обнаружения в 328 г.
CRUX ANSATA
Знаменитый египетский крест, символ вечной жизни, сочетание женского начала, представленного кругом, и начала мужского, выраженного крестом тау. В одном из египетских папирусов встречается изображение crux ansata во рту фараона во время прощения врагов. Этот крест клали в саркофаги фараонов, дабы обеспечить им бессмертие души.
ФИГУРА ОСТРОВА ПАСХИ С КРЕСТОМ CRUX ANSATA
Изображения египетского креста crux ansata обнаружены не только в Египте и соседних странах, но и в местностях, для которых почти невозможно предположить торговые и иные контакты с Древним Египтом. Например, этот крест вырезан на спине одной из загадочных статуй на острове Пасхи.
византийской императрицей Еленой «подлинного» креста Распятия. До этого крест фактически отвергался, его даже называли «знаком Зверя». Православное и — шире — христианское толкование креста формулируется следующим образом: «Крест — наиболее полное откровение любви Творца к Его созданию, которая до распятия была неведома даже ангелам. В нравственном аспекте Крест — это путь души за Христом; это новая заповедь о жертвенной любви. Без Креста были бы непонятны слова Спасителя: “Любите друг друга так, как Я возлюбил вас”. В аскетическом плане Крест — образ самоотречения, в эсхатологическом плане — любовь Логоса к Церкви и обручение Христа с человеческой душой через Крест. В мистическом плане — это тайна любви, проявляемая через страдания; в символическом — это образ спасения мира, совершенного Христом.
Четыре конца Креста — знак четырех стран света и четырех времен года, жертва, охватывающая пределы пространства и времени. Верхняя линия Креста — путь к Богу, единство земной и Небесной Церкви, линия вниз — поражение демонических сил, будущее разделение зла и добра, надежда на спасение тех, кто находится в аду до Страшного суда. Горизонтальная линия Креста — Божественная любовь, которая объемлет Вселенную, проповедь о спасении, обращенная ко всем народам. Для христианина Крест — символ не смерти, а жизни. Любовь — это полнота жизни, а жертвенность — высшее проявление любви, поэтому распятие Христос назвал Своей славой. Крест — это не поражение, а добровольный акт Божественной любви (Господь сказал Петру, что легионы ангелов могли бы защитить Его). Крест — это иконографическое изображение всего Священного Писания, так как Сам Господь сказал, что в двух заповедях любви к Богу и ближнему содержится весь закон и пророки, а Крест — это солнце любви, озаряющее мир. Крест — это символ покорности воле Божией. Только Христос мог стать жертвой за грехи мира. Если в лице Адама пало все человечество, потенциально существовавшее в нем как в своем начале и истоке, то Сын Божий, в предвечной идее Которого существовал Адам и все человечество, мог принести в Своем лице жертву за весь мир. Сущность жертвы — добровольная замена виновного невиновным, поэтому Крест — это соединение Божественной правды и Божественной любви» (архимандрит Рафаил).
Иисус Христос как Агнец Божий (в центре креста) и четыре евангелиста в виде тетраморфа в углах. Германия или Северная Италия. Слоновая кость (ок. IX в.).
Достаточно часто встречаются изображения процветшего креста; этот крест символизирует воскресение Христа. Согласно легенде, крест Распятия, найденный в Иерусалиме византийской императрицей Еленой, процвел в тот самый миг, когда его воздвигли вновь — уже как христианскую святыню. Это событие, кстати сказать, церковь отмечает празднованием Воздвижения Креста Господня (у православных — 27 сентября).
Любопытно высказанное в одной из ранних работ Д. С. Лихачева мнение, что буква «ять» старославянского алфавита «символизирует церковь, об этом красноречиво говорит крест наверху».
В «обыденном» понимании крест толкуется как символ неведения, неизвестности, безымянности (ср. «крестик» вместо подписи и выражение «ставить крест» со смыслом «прекратить какое-либо дело», т. е. отправить это дело в неизвестность; в последнем случае крест выступает как знак уничтожения).
Пылающий крест — эмблема тайного общества Ку-клукс-клан. В блатной символике (татуировки) крест означает судимость, а крест с топором — желание навсегда слиться с преступным миром.
Разновидностей креста насчитывается более семидесяти. Кресты принято подразделять на следующие группы:
национальные кресты (кресты как эмблемы народов и наций):
— австрийский;
— армянский;
— богемский;
— бургундский;
— гельветический;
— греческий;
— египетский;
— иерусалимский;
— кельтский;
— латинский;
— лотарингский;
— мальтийский;
— нордический;
— пизанский;
— православный русский;
— румынский;
именные и религиозные кресты:
— андреевский;
— антониевский четырехчастный;
— библейский (вилообразный);
— георгиевский;
— крест св. Иакова (Юнион Джек); иерархические кресты:
— папский;
— патриарший; орденские кресты:
— клеверный;
— лилейный;
— якорный; свастики:
— античная (тетраскеле);
— индийская;
— нацистская;
— финская.
Крест присутствует на флагах и государственных гербах многих стран — Великобритании, Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Исландии, Швейцарии, Греции, Мальты и др.
Австрийский крест. Лепестковый крест, высшая военная награда Германии, учреждена Фридрихом Вильгельмом III Прусским в 1813 году, во время войны с Наполеоном. В гитлеровской Германии к этому кресту добавили нацистскую свастику; в 1957 году ордену вернули первоначальный вид.
В геральдике этот крест называется патте (по-французски «лапа») из-за своей формы, напоминающей четыре лапы.
Армянский крест. Греческий крест с «процветшими» ветвями. В Армении эти кресты изображаются на хачкарах — камнях высотой около метра, устанавливаемых на перекрестках дорог, на могилах, в нишах скал, или каменных плитах, которые устанавливаются на церковных стенах. Центральное место на камне занимает армянский крест, а вокруг креста помещаются другие изображения, чаще всего — орнамент. По словам греческого исследователя М. Александропулоса, армяне «берут большой камень и превращают его в кружево, в ковер, в сад, в песню».
В орнаменте обычно используются растительные мотивы. Есть также хачкары с изображением воинов на конях, с копьями и булавами, крестьян в повседневной одежде, священников, женщин и младенцев; встречаются эпизоды евангельской истории, ангелы и святые. На одном известном хачкаре изображены символы евангелистов — человек, лев, орел и бык, — запряженные в колесницу, которая устремляется в небеса.
Греческий крест. Равносторонний, горизонтальная ось пересекает вертикальную точно посередине. Этот знак (quadrata) использовался с доисторических времен как эмблема богов солнца и дождя, как символ первоэлементов. В раннем христианстве греческий крест символизировал Христа.
Также называется геральдическим крестом.
Египетский крест (Тау). Образует греческую букву T По легенде, на кресте такой формы Моисей воздвиг змея в пустыне. Символ плодородия и жизни. В иудейской священной истории — «знак Каина». В мистицизме толкуется как нисхождение Духа в земной мир. Иначе называется крестом святого Антония, основателя монашества.
Различные формы крестов.
Иерусалимский крест. Комбинация четырех египетских крестов с четырьмя греческими крестами в полях. Крест крестоносцев, личный герб Готфрида Бульонского — первого правителя Иерусалима после освобождения города от мусульман. Центральный крест олицетворяет Христа, проекции — евангелистов; также этот крест толкуется как символическое обозначение пяти Христовых ран (большой крест — рана, нанесенная копьем).
Любопытно, что участники крестовых походов часто использовали при молитвах импровизированные кресты — рукояти своих мечей. Сам меч при этом втыкали в землю, и в результате получался почти традиционный латинский крест. Вполне вероятно, такое использование меча имеет языческие «предпосылки»: известно, что у многих европейских племен задолго до христианства была распространена клятва на мече.
Кельтский крест. Иногда называется круглым крестом — греческий крест, вписанный в круг, с малым кругом посередине; часто ветви креста украшены орнаментом. Знак солнца, солнечное колесо, символ вечности. Отражает духовную силу, небесный закон. Концы кельтского креста символизируют в мистике и оккультизме бесконечное духовное расширение сознания. Внутренний круг символизирует объединение и консолидацию земных и небесных сил в центральной точке, источнике духовной энергии.
В малом круге кельтского креста иногда встречается серповидный крест — вариант свастики.
Также именовался крестом воина, крестом Вотана (у скандинавов), в христианской символике — крестом Ионы.
Определенное сходство с кельтскими крестами имеет так называемый Валаамский крест, найденный на острове Валаам и представляющий собой латинский крест, «составленный» из кругов.
Латинский крест. Горизонтальная ось пересекает вертикальную на 1/з ее высоты. Образ человека с распростертыми руками, эмблема Страстей Христовых. Вариант латинского креста — крест-распятие, который помещается в католическом храме над алтарем.
Мальтийский крест. Соединение четырех копий, образующих восьмиконечный крест; каждый луч креста обозначает одну из восьми рыцарских добродетелей.
Эмблема рыцарского ордена госпитальеров (иначе иоаннитов, духовно-рыцарского ордена св. Иоанна Иерусалимского, основанного в Х11 веке в Палестине). Восемь лучей креста толкуются и как восемь «филиалов» ордена госпитальеров. Орденская печать изображала больного на ложе с крестом в изголовье и светильником в изножье.
Красный мальтийский крест был эмблемой ордена тамплиеров.
Современная эмблема санитарных бригад Великобритании.
Форму мальтийского креста имел первый почтовый штемпель.
Нордический крест. Шестиконечный крест, вписанный в круг. Знак громовержца, магический громоотвод, который вырезали на дверях и стенах домов, вышивали на одежде; эмблема мужества и воинской доблести.
Лепестковый шестиконечный крест в круге — «звезда удачи» (Gluckstern). Известен также Хагалль — шестиконечный крест, эмблема ясеня Иггдрасиль, олицетворяющий сокровенную мудрость и познание законов всех миров.
Восьмиконечный нордический крест представляет собой проекцию мирового древа («системные» связи девяти миров скандинавской мифологии).
Тор с молотом (тау-крест). Бронзовая статуэтка, найденная в Исландии (ок. 1000 г.).
Православный русский крест. Крест с тремя перекладинами — короткой верхней, длинной средней и косой короткой нижней.
Ср. толкование этого символа православным священником: «Вопрос о причине начертания нижней наклоненной перекладины достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия». Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния. Одному разбойнику, низводимому во ад «тяготою хуления», произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «Днесь со Мною буде-ши в раю» (Лк 23 : 43), крест возносит в Царство Небесное».
Румынский (тевтонский, кросслет) крест. Греческий крест с малыми крестами на ветвях. Малые кресты олицетворяют четыре Евангелия. Косой румынский крест называется крестом святого Юлиана.
Тевтонским этот крест называется потому, что его изображали на своих щитах тевтонские рыцари (причем эмблемой Тевтонского ордена был черный мальтийский крест). В языческой символике севера Европы этот крест толковался как комбинация четырех рун футарка и символ защиты и безопасности. В языческой среде тевтонский крест получил наименование «Шлем ужаса» и «Крест непобедимости».
Андреевский крест. Образует букву Х. По преданию, на таком кресте был распят святой Андрей — небесный покровитель Шотландии. Флаг Российского ВМФ представляет собой синий Андреевский крест на белом фоне. Эта эмблема в России введена в обращение с 1700 года по указу императора Петра I, который обосновал ее введение так: «Крест святого Андрея принят того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение».
Красный косой крест — эмблема святого Патрика.
Вилообразный крест. Комбинация полустолба и двух полуперевя-зей, образующая аналог латинской буквы Y. Эмблема Христа, взывающего к небесам. Встречается главным образом в немецких средневековых книжных миниатюрах, а примерно с 1300-х годов и в монументальных распятиях.
В геральдике — почетная геральдическая фигура, которая может быть как прямой, так и перевернутой. Образуется слиянием в центре щита двух полос, выходящих из верхних углов щита, и одной полосы, выходящей из середины нижней кромки щита.
Георгиевский крест. Стилизованный австрийский крест с кругом посередине, в России вошел в употребление с 1769 г., когда был учрежден императорский военный орден святого великомученика и Победоносца Георгия. Указ императора Александра I от 1807 г. определял этот крест и как знак отличия Военного ордена для награждения нижних чинов «во изъявление особенной Императорской милости к воинству и в вящее доказательство нашего внимания к заслугам оного, искони ознаменованным во всех случаях толиками опытами любви к Отечеству, верности к Государю, ревности к службе и неустрашимой храбрости». Первоначально орден не имел степеней, но в 1809 г. были введены четыре степени: 4-я — серебряный крест на орденской ленте; 3-я — серебряный крест с бантом на ленте; 2-я — золотой крест на ленте; 1-я — золотой крест на орденской ленте с бантом. Знаки жаловались в порядке возрастания степеней — от низших к высшим. Нумерация крестов велась отдельно для каждой степени. Офицерам, имевшим знак отличия Военного ордена, отныне разрешалось ношение его и при получении орденов св. Георгия.
Разнообразные формы крестов.
См. также: ОРДЕНА И МЕДАЛИ.
Крест святого Иакова. Красный латинский крест, вертикаль которого представляет собой стилизованный меч, а горизонталь оканчивается двумя коронами; посередине креста — изображение раковины, эмблемы святого Иакова. Эмблема рыцарского ордена святого Иакова Компостельского, основанного в 1171 г.
Крест святого Петра. Латинский перевернутый крест (крест с удлиненным вертикальным лучом), знаменует мученическую смерть апостола Петра, распятого, по преданию, вниз головой.
Иногда можно встретить неправильное толкование этого креста как сатанинского, что, безусловно, связано с семантикой верха и низа: перевернутый крест, согласно этим толкованиям, олицетворяет сатану.
По некоторым геральдическим описаниям, именно на основе стилизованного изображения креста святого Петра (/ | \) в ХХ столетии был разработан знак, ставший эмблемой движения за мир — и одновременно эмблемой движения анархистов. Впрочем, логичнее возводить эту эмблему к скандинавской руне R («ир»), первоначальное значение которой — ветка тиса, символ бессмертия в скандинавской традиции. Кроме того, знак «ир» употребляли и как эмблему смерти (ветки тиса было принято класть на могилы).
Папский крест. Латинский крест с тремя горизонтальными перекладинами, причем средняя чуть короче верхней и чуть длиннее нижней. Считается, что три горизонтали этого креста символически обозначают Древо Жизни.
Патриарший крест. Греческий крест с дополнительной укороченной перекладиной наверху. По преданию, на этой перекладине во времена Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Вариант патриаршего креста — крест Страстей Господних; это патриарший крест, поставленный на трехступенчатое основание. Три ступени основания олицетворяют три важнейшие христианские добродетели — веру, надежду, любовь. В геральдике называется крестом кавалера.
Репродукции магических форм креста из эфиопской Книги Мертвых «Lefafa Sedek» (Британский музей. Манускрипт).
Клеверный крест (крест святого Фомы). Латинский крест с листьями клевера, называемый в геральдике «крест боттони». Лист клевера символизирует Троицу.
Лилейный крест (цветочный). Греческий крест, перекладины которого заканчиваются лилиями. Основной орденский крест.
Якорный крест. Стилизованное изображение якоря — знака безопасности, устойчивости, надежды. Изначально представлял собой комбинацию анха и «лежащего» полумесяца — эмблемы девы Марии. Впоследствии якорный крест приобрел форму греческого креста со стилизованными якорными лапками на каждом луче.
Анх. Египетский иероглиф «анх» считался знаком жизни. Его изображали в руках фараонов и мумий. Представляет собой египетский крест, увенчанный иероглифом «ру», который толковался как символ вечности. На письме иероглиф «анх» являлся частью слов «благосостояние» и «счастье».
Потент (костыльный крест). Один из главных геральдических крестов, свое название получил от французского potence — «опора», поскольку его форма (четыре креста Тау) похожа на опоры, применявшиеся в древности. Также называется крестом-молотом (см. выше о молоте Тора).
Gammadion (контурный крест). Образован четырьмя греческими буквами g (гамма). Обозначает Христа как краеугольный камень церкви. См. также: СВАСТИКА.
Константинов крест (Хи-Ро). Крест, образованный сочетанием греческих букв C и R (первых двух букв имени Христа).
С этим крестом связана легенда, во многом способствовавшая «принятию» креста как объекта поклонения христианами. Византийский император Константин в канун битвы с римлянами обратился к прорицателям с вопросом об исходе грядущего сражения — и получил нерадостный ответ: боги не придут ему на помощь, и в этой битве он потерпит поражение. Однако ночью императору приснился крест, и Константин услышал слова: «Сим победишь!» На следующий день (28 октября 312 г.) Константин нарисовал увиденный во сне крест на своем знамени (лабаруме) — и победил противника.
Так называемая «монограмма Константина» быстро стала знаменитой и превратилась в знак победы и спасения — наряду с другими монограммами Христа (например, известны кресты Тау с греческими буквами «альфа» и «омега», которые также означают Спасителя; ср.:
«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь,
Который есть и был и грядет,
Вседержитель» [Откр 1:8]).
Коптский крест. Равносторонний греческий крест со стилизованным солнцем посередине и четырьмя египетскими крестами на полях; последние размещаются под углом 45 градусов и символизируют гвозди распятия. Символ бессмертия.
Розенкрейцерский крест.
Латинский крест со стилизованной розой в центре. Эмблема братства розенкрейцеров.
Крест символизирует человеческое тело (земную юдольстраданий), а роза в центре — чистые жизненные флюиды или божественный свет. Иногда крест с розой трактуют как розу, растущую на кресте Дерева Жизни, как символ возрождения и воскрешения.
РАСПЯТАЯ РОЗА
Символом Братства розенкрейцеров было изображение розы, распятой на кресте. Крест часто при этом изображался стоящим на постаменте из трех ступенек. Часто деятельность Ордена символизировалась крестом, возникающим из розы.
Крест — эмблема ряда международных организаций здравоохранения (Красный Крест, Синий Крест — ветеринарная служба); зеленый крест — международная эмблема аптек.
КРОВЬ. Божественный элемент жизни в телах людей. Кровь во многих культурах табуирована, ее разрешалось проливать лишь после особой подготовки, например, в жертвоприношениях. Библия гласит: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови...» (Лев 17 : 11-12).
Пролитая кровь — символ жертвоприношения. Все жидкости (молоко, мед, вино), предназначавшиеся для возлияния на алтарь, олицетворяли кровь, самую драгоценную жертву. В христианстве причащение вином представляет собой «приобщение» крови Христовой: через причащение миряне проникаются очищающей силой крови Спасителя. Кроме того, смешанное с водой вино обозначает церковь, которая нераздельно соединяется с водой, т. е. верующими, и порождает единение в Христе. С представлением о крови Христа, капавшей с распятия, связаны образы чаши и Грааля; ср.: «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26 : 27-28).
В западном оккультизме кровь — «жизненный сок», свой собственный у каждого человека, нечто вроде символического «отпечатка пальца»; именно поэтому соглашения с дьяволом должны были подписываться кровью или скрепляться кровавой печатью. Животный мир в природе олицетворяется кровью, которая есть носитель «теплой жизни», то есть души. С этим представлением связаны легенды о вампирах — сверхъестественных существах, питающихся человеческой кровью: поглощая кровь жертвы, вампир похищает душу (ср. антропософскую концепцию духов зла как воплощений вампирической природы).
В алхимии кровь — обозначение жидкого красноватого раствора ранее затвердевшего вещества.
В античной натурфилософии менструальная кровь, наряду со спермой, провозглашалась началом новой жизни. На Ближнем Востоке, напротив, эта кровь считалась «нечистой», поэтому женщин в период месячных изолировали от общества.
У ацтеков человеческая кровь была необходимым средством подкрепления сил солнца (которое теряло энергию во время ночного пути по преисподней) и поддержания космического порядка. С воззрениями ацтеков можно сравнить средневековые европейские представления о «чистой» крови как олицетворении жизненной энергии.
Красный — цвет крови, страсти, экстаза. Алхимический процесс трансмутации — переход от белого (albedo) к красному (rubedo). Красный рыцарь в алхимической и оккультной символике олицетворяет человека, успешно прошедшего через испытания и достойного высшей награды.