ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ И ИХ СИМВОЛИКА
Символика, подобно всем остальным феноменам культуры (ср., например, представление о любви небесной и любви земной), существует в двух ипостасях. Первая ипостась символики — это символика обиходная, обыденная, экзотерическая, профанная, символика мирского, сугубо человеческая. Вторая ипостась символики — это символика универсальная, сокровенная, эзотерическая, сакральная, символика непостижимого, символика мироздания и мироустройства. В человеческой культуре символика второго рода представлена символами герметических, эзотерических учений, которые представляют собой высочайшие ступени символического мышления.
Гороскоп Эрхарда С. Шена из «Природного календаря» Леонардо Реймана. Нюрнберг (1515).
Аллегорический франкмасон, составленный из инструментов каменщика. Руки изображены в виде угольников, символизирующих высокую нравственность. В руке фигуры циркуль — символ осторожности, а повязанный вокруг талии фартук из овчины свидетельствует о чистоте. На мозаичном полу, изображающем Добро и Зло, лежит чертеж теоремы Евклида, необходимой для геометрических вычислений в архитектуре. Кроме того, ноги фигуры — это Иахин и Воаз, две колонны Иерусалимского Храма.
Алхимия. Алхимия — моделирование космического процесса, создание химической «модели» мироздания. Алхимические элементы, металлы и минералы, выступают как знаки Универсума. Основной постулат алхимии — представление о prima materia, первичной субстанции, способной преображаться в различные формы. Алхимические элементы — ртуть, сера и соль. Ртуть — женское начало, сера — начало мужское, соль выступает как телесность; Великое Делание алхимиков есть объединение серы и ртути во имя получения философского камня, или эликсира жизни. Духовный аспект алхимии — достижение человеком совершенства, просветления, восхождение души от материальности земли к одухотворенности неба.
Астрология. Символическая система интерпретации планетарных и звездных конфигураций, определяющая влияние светил и небесных тел на человеческие судьбы. «Мирское» проявление астрологии — гороскопы, толкующие судьбу человека по дню и часу его рождения, а также (в восточной традиции) — по году рождения.
См. также: ЗОДИАК.
Каббала. Оккультное учение, эзотерическое толкование Библии, цель которого — открытие тайны Бога и Божественной мудрости. Путь к постижению тайны — расшифровка словесных символов Библии через их сопоставление с числовыми эквивалентами (каждой букве еврейского алфавита соответствует определенное число, следовательно, через постижение смысла числовых комбинаций возможно разгадать истинное значение библейских аллегорий). Важнейший образ каббалы — дерево Сефирот, представляющее собой символическую модель мироздания.
Масонство. Тайное братство Вольных Каменщиков, «блюдущее в первозданной чистоте принципы свободы, веротерпимости, истинного духовного братства и равенства между всеми свободными людьми добрых нравов и чистых помыслов, объединяющихся в ложах для того, чтобы совместно следовать путями добродетели и нравственного поиска» (из официального руководства члена масонской ложи). Бог для масонов — Великий Архитектор Вселенной, замыслы которого непостижимы; но человек должен непрестанно совершенствоваться, чтобы достичь хотя бы отдаленного подобия этим замыслам. «Братские принципы позволяют создавать пространство, лежащее в ином измерении от социальных различий. Эти принципы не заставляют нас отрицать значимости профанической жизни. Они ее обогащают и осветляют духовным светом. Братство — это не равенство глупого с мудрым. Так же как это не равенство ученика с мастером. Это равенство всех смертных перед Великим Строителем Вселенной в смиренном осознании себя как камня в невещественном храме духа, творимом неустанно миллионами братьев в земной жизни, в проявленном мире, здесь, на Земле» (там же).
Каббалистическое древо.
Розенкрейцерство. Всемирное тайное братство Розы и Креста, доктрина которого сочетает в себе оккультизм и разнообразные религиозные верования и обычаи. М. Холл считал орден розенкрейцеров «недостающим звеном между масонством Средних веков и мистицизмом античности». Цель розенкрейцеров — постижение сокровенной мудрости, «такого знания, которое является суммой и главой всех способностей, наук и искусств» (трактат «Слава Братства»), и распространение этой мудрости среди людей.
Из книги «Основные фигуры розенкрейцеров». Роза розенкрейцеров.
АЛХИМИЯ: СТАДИИ ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ
1. Эмблема Камня на серпе Луны. Обычное золото (лев) должно дважды подвернуть нападению сурьмы (волк), дабы избавить его от нежелательных примесей. Дракон — философский меркурий. 2. Алхимик должен удостовериться в присутствии Бога перед началом Делания. 3. Хаос. 4. Герб Камня. 5. Четыре элемента.
6. Серны представляют душу и дух, которые должны объединиться, чтобы образовать философский меркурий. 7. Шесть планет олицетворяют металлы, связанные с птицей-меркурием. Запертый сундук говорит о том, что путь к философскому меркурию надежно скрыт. 8. Внутренние круги представляют четыре элемента, образующие основу семи металлов (семь звезд).
9. Сера (солнце) и ртуть (луна), мужское и женское.
10. Соприкасаясь с солнцем, луной, философский меркурий (вода из кувшина) приобретает силу, оплодотворяющую землю. 11. Сера и ртуть должны быть освобождены от всего материального в них посредством огня.
12. Очищение философского меркурия через сублимацию (возгонку).
13. Философский меркурий должен повторно соединиться с серой, чтобы образовать гомогенную жидкость.
14. Золото (лев) очищается, соединяясь с сурьмой (волк). 15. ...И преобразуется, растворяясь в философской сере. 16. Печь. 17. Реторта, в которой сера и ртуть связаны.
18. Философская ртуть состоит из жидкого, летучего меркурианского компонента (Азот) и твердого, устойчивого серного (Латона). Птица — мерку-рианский дух, выполняющий Делание. 19—21. Стадия гниения (разложения): здесь четыре элемента разделяются, и из тела исходит душа. Взлетающая птица представляет дистилляцию философского меркурия. Слетающая вниз — отмечает, что дистиллят должен многократно изливаться на осадок.
22-23. Чернота на стадии разложения (нигредо) очищается Азотом, жизненным духом, выделяемым из ртути. 24—25. Разложение — это ворота к соединению (conjunctio) и это ключ к трансмутации. Звезда отмечает, что вещество замкнуто в себе самом и что семена семи металлов находятся внутри нее.
26-27. Черное (жаба) становится белым, если Азот (голубь) изливается на него снова. Сильный нагрев заставляет ее исторгнуть все жидкие компоненты. 28-29. Под воздействием нагрева элементы начинают расслаиваться.
30-33. Расслоение элементов в реторте происходит столько раз, сколько дух меркурия (голубь) извлекается из раствора и возвращается в него.
42-45. В десятой дистилляции и последующей конденсации элементы процесса делятся на две части. Огненная природа Камня нисходит вниз. Вода обращается в облака и поднимается вверх.
46. Окончательная сублимация Камня. Здесь он представлен пеликаном, о котором говорят, что он вернул к жизни своих мертвых детей (металлы), питая их собственной кровью (тинктурой). 47. Окончательное отвержение (фиксация) Камня, что восстает из огня, как Феникс. 48-49. Все элементы объединены, Делание завершено.
50-53. Чем более прозрачно и тонко вещество Камня, тем выше его проникающие и трансмутирующие способности. Для усиления этих качеств требуются новые сублимации. Камень должен питать философского меркурия (змея) до тех пор, пока последний не проглотит свой собственный хвост, что явится свидетельством полного растворения Камня.
Растворение Камня (54), повторные его дистилляции или сублимации (55) и следующая за ними конденсация (56), за которой следует окончательная фиксация (57).
Азот должен войти в Делание еще раз (58), и сила огня должна увеличиться (59-60), поскольку душе Камня следует «выпотеть» (61).
62-65. Камень должен подвергнуться сильному и длительному прокаливанию.
67-69. Масса в реторте снова конденсируется, поскольку чем чаще Камень дистиллируется, тем сильнее его проникающая способность.
70-73. Пытаемый огнем несколько дней, Камень созревает, чтобы воскреснуть в своем совершенстве.
74-78. «После стольких мук и страданий я воскрес сильным, чистым, безупречным». Душа и дух полностью пропитали тело, отец и сын ныне одно, смерть и тление не властны над ним.