Энциклопедия символов, знаков, эмблем стр.81

Insignia Naturae Ratio Illustrat. Les Intimites de la Nature, la Raison Illumine (Верховный масонский совет г. Чарльстоу-на);

Iustitia Nuns Reget Imperia — Справедливость теперь управляет государствами (масонская энциклопедическая литература) и т. д.

Но Нилус априорно предпочел вариант, соответствующий своей концепции. То же можно сказать о его интерпретации монограммы T.A.R.O., располагаемой слева и служащей альтернативой первой надписи. Удваивая на конце начальную букву Т, Нилус предлагал дешифровку — Talmudi Adrenies Rex Orbis Terrarum, т. е. Грядущий от Талмуда царь вселенной. Таким образом, вся символика гексады рассматривалась в тематике прихода Антихриста, отождествляемого с иудейским Машиахом. По другой версии, понятие «таро» произ-водно от имени египетского бога Тота или от египетского слова «тар», означающего дорогу, и «ро» — королевский, т. е. подразумевает «королевский путь» (свою работу масоны называли «королевским искусством»). Термин таро ассоциировался прежде всего с сакральными картами, широко используемыми в оккультной практике.

Г. В. Шварц-Бостунич, опираясь на исследование К. Д. Кудрявцева, предлагал инволюционно-эволюционное толкование

Гексаграмма гексада как преобразованного воплощения тайной историософии. Бог есть Абсолют, обозначаемый точкой. Его отображение в вечности дополняется окружностью, т. е. формой эволюции в рамках пространства и времени. Он проявляет себя в трех аспектах, символически представленных триаг-лем: левая сторона — Воля — Бог Отец, правая — Любовь — Бог Сын, основание — Мудрость — Дух Святой. Обратный треугольник представляет антисистему, контраспектами которой являются своеволие, себялюбие и суемудрие. Шварц-Босту-нич пояснял, что христианство ищет царства от мира горнего и устремлено к небесам, а иудейское учение — от дольнего и обращено к земле. Сама гексаграмма идеологически нейтральна, но от цвета раскраски углов зависит, к какой традиции принадлежит знак. Тайные силы почитают шестиконечную звезду, направленную вверх темным углом. Если Нилус рассматривал любую гексаграмму как сатанинский знак, то Шварц-Бостунич имел более дифференцированный подход.

М. Ф. Таубе рассматривал гексаду через микрокосмическую перспективу. Он полагал, что в правильном треугольнике вершиной вверх отображался святой человек, а острием вниз — одержимый. В резу льтате наложения фигур запечатлевался реальный человек как арена борьбы Сатаны и Господа.

В. Н. Гладкий считал, что традиционное определение гексаграммы как «печати Соломона» носит профанический характер. Более сокровенный аспект имеет ее эзотерическая интерпретация в качестве «Щита Давида» (Мохен Давид). Данное объяснение пользовалось популярностью в конспирологической литературе, поскольку позволяло связать масонско-иудейский знак с еврейским Машиахом. Обращает внимание, что в массовом сознании гексада воспринимается как «звезда Давида». Возможно, это обстоятельство является следствием влияния сочинений конспирологического жанра.

Тем не менее в оккультной литературе неконспирологического направления преобладали трактовки шестиконечной звезды как олицетворения гармонии между микро- и макрокосмосом, мужским и женским началами, равновесие всех частей Вселенной, наступившее с эманации тройственности. Данная концепция отражена в шести днях творения и в четвертой заповеди Моисея: «Шесть дней делай и сотворивши в них вся дела твоя».

Источ.: Багдасарян В. Э. «Война символов»: масонская семиотика в конспирологической интерпретации // Армагеддон. 1999. № 4; Бостунич Г. Масонство и русская революция. М., 1995; Нилус С. А. Близ есть, при дверех. СПб., 1996; Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск, 1993; Кудрявцев К. Д. Что такое Теософия и Теософическое Общество. СПб., 1914; Таубе М. Ф. Современный спиритизм. СПб., 1909.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒