МАСКА

Символ «инакости», принадлежности к иному, часто — потустороннему миру. С надеванием маски человек пересекает границу между освоенным и неосвоенным, человеческим и нечеловеческим, своим и чужим пространством и входит в другой мир, причем перемещение из реальности в реальность, как показал А. Ван Геннеп, совершается через ритуальную смерть, которая выступает как медиатор.

Маски животных помогают проникнуть в животный мир, «услышать» мысли животных, приобщиться их мудрости и приобрести их магические силы и свойства.

Маска вмещает в себя человека, поглощает его. Как вместилища, маски достаточно четко делятся на сакральные и обиходные. Сакральные маски хранятся в особых местах и служат вместилищами силы тех существ, которых олицетворяют. Сакральная маска часто обладает самостоятельной силой, вне зависимости от того, надета она или нет. Таковы африканские ритуальные маски или австралийские маски, изображающие «душу зарослей» и хранящие силу животных и растений. Обиходные маски суть символы внутренних качеств, скрытых за внешними проявлениями. В момент надевания такой маски происходит отстранение, «переселение» в новый образ.

Ритуальная маска из Тиутиуакана (400-600 гг. н. э.).

И сакральная, и обиходная маски в равной степени навязывают носителю стереотип поведения, формируют судьбу, отсюда проблема выбора: принять или отказаться от маски (следует отметить, что кукла и марионетка, в отличие от маски, свободы выбора не предполагают).

Поскольку маска представляет собой дверь в иную реальность, надевание масок — неотъемлемая черта магических ритуалов. Маска как, например, способ называния духа болезни обеспечивает победу над ним: ведь назвать болезнь означает вылечить. Среди ирокезов существовала фратрия «мнимых лиц» — профессиональных целителей, заклинателей духов болезней. Члены этой фратрии носили маски, представлявшие источник всех бед и хворей — Тавискарона, антагониста и брата-близнеца Таронхайавагона, «того, кто поддерживает небесный свод».

Демонические маски, такие как греческий горгонион(изоб-ражение горгоны Медузы), олицетворяют собой защитную функцию, то есть служат оберегами.

Маска накладывает на того, кто ее на девает, определенный стереотип поведения: в звериной маске человек подражает зверю, в демонической — ведет себя как демон и т. п. Замечательный пример изменения стереотипа поведения через маску — фильм «Маска» с Дж. Кэрри.

Золотая маска из шахтовой гробницы в Микенах.

Золотая маска. Культура ацтеков.

Наличие масочных моделей поведения весьма характерно для обществ с выраженным мифологическим сознанием — например для европейского средневековья с его многочисленными аллегориями характеров, темпераментов, пороков и добродетелей.

Еще одно символическое значение маски — игра: надевая маску, приобретаешь анонимность, что позволяет нарушать запреты социума.

Современное значение маски — тайна, иллюзия, власть неведомого (ср. «очаровательные женские маски» на балах).

В античной традиции маска символизировала комическую или трагическую природу персонажа в театре. Развитием этой традиции стала итальянская «комедия дель арте», в которой возник строго ограниченный «комплект» персонажей (своего рода набор архетипов), каждый из которых получил собственную маску. В японской культуре существуют маски театра Но, обладающие помимо «мимической семантики» еще и цветовым символизмом: красный — достоинство, белый — продажность, черный — подлость. Эти маски связаны с традицией древних ритуальных представлений — гигаку.

Маска — атрибут ряжения, то есть обрядового или игрового переодевания с изменением внешнего вида. Причем ряжение может быть как материальным, так и условным (ср. выражение «надеть личину»). О последнем способе ряжения применительно к обществу в свое время высказалс я А. Белый: «Я изучал градацию социальных и мировоззренческих крахов; нелюди проваливались (они были ценнее и лучше собственных “мировоззрений”, их облекавших в рога, бычьи морды и прочие маски); маски надетые — предрассудки...»

Маска индейского шамана. Северная Америка.

Маски древнегреческой комедии и трагедии.

Современным вариантом маски как игры и как технологии поведения выступает имидж и концепция имиджмейкерства.