ЗНАКИ ВЛАСТИ

 Знаки власти (регалии) — принятое в геральдике и эмблематике обозначение знаков государственной (прежде всего монархической и императорской) власти. К числу наиболее распространенных знаков такого рода относятся короны, скипетры, державы и троны.

Особая разновидность знаков власти — ликторские пучки, которые телохранители римских царей, консулов, проконсулов и преторов носили перед знатными персонами на церемониях, расчищая дорогу и требуя тишины. Диктаторов сопровождали 24 ликтора, консулов и проконсулов — 12 ликторов, пропреторов и преторов — 6. Эти пучки являлись «вещественными» символами власти, в случае необходимости власть на месте осуществляла свои функции — то есть ликторы пороли провинившихся. Лик-торский пучок представлял собой перевязанный лентой пучок ивовых прутьев (розог); вместе с розгами в этот пучок вплеталась секира, причем в пределах Рима ликторские пучки носились без секиры, а в провинциях, равно как и в армии, — только с секирой. На церемониях пучки опускались секирой вниз, что означало уважение прав народа. После победы над врагом к ликторско-му пучку императора или консула подвязывался лавровый венок.

Ликторский пучок после Великой французской революции стал одной из национальных эмблем Франции. Он занимает центральное место на гербе Французской республики и символизирует единство французского народа. В Италии ликторский пучок — символ фашистского движения (с 1922 г.).

Корона (венец, диадема). Главный атрибут власти монарха, основная эмблема монархии. Своей формой корона определяет звание, сан, титул или заслуги лица, которому она принадлежит. Известны различные варианты корон — от императорской до простой дворянской (рыцарской); каждый вариант короны указывает на степень власти ее обладателя в данном государстве. Например, в русском Лицевом летописном своде XVI в. именованию «князь» сопутствует изображение княжеской шапки, а именованию «царь» — рисунок открытой пятилучевой короны.

Главная регалия Российской империи — шапка Мономаха. По преданию, она была прислана в Киев императором Византии Константином Мономахом своему внуку — киевскому князю Владимиру. В завещаниях московских князей, начиная с Ивана Калиты, постоянно упоминается «золотая шапка»; при Иване III она получила название «шапки Мономаха», чем подчеркивались претензии Руси на роль преемницы Византийской империи С 1547 г. — венчания на царство Ивана Грозного и до 1682 г. — венчания на царство царя Ивана Алексеевича (брата Ивана, Петра Алексеевича, будущего Петра I, венчали «шапкой Мономаха второго наряда») шапка Мономаха использовалась при венчании на царство всех русских государей. Она также стала олицетворением ответственности царя перед подданными; ср. у Пушкина: «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха... » («Борис Годунов»). В торжественных церемониях шапка Мономаха выносилась как «главная достопамятность царского достоинства при коронациях и погребениях императорских».

В 1721 г. Петр I объявил Россию империей и вместо обряда венчания на царство ввел коронацию; первой через новый обряд прошла супруга императора Екатерина I.

При императоре Николае I на городских гербах появились так называемые «башенные» короны. Помимо этого, император распорядился помещать на всех губернских и городских гербах, «кои впредь будут представляемы на высочайшее утверждение», императорскую корону, заменившую «земельные» (дворянские) короны и княжеские шапки. Императорская корона на гербе служила высшим знаком отличия.

Также в России знаком государственной власти с древних времен считались бармы — широкое оплечье со священными изображениями. К концу XV века бармы в виде богато украшенной узкой полосы из драгоценной ткани, надевавшейся на плечи, стали непременной деталью парадного императорского облачения.

Скипетр. Символ власти, превосходства, владычества. Скипетры римских консулов и императоров увенчивались орлами (знак величия и бессмертия), скипетр английской монархии — шаром (власть над миром) и крестом, монархии французской — геральдической лилией.

Из работ Якоба Беме

ТРОН БОГА И АГНЦА

Перед троном Бога простирается кристальное море, представляющее Ша-маим, или живые воды над небесами. Перед троном также четыре создания — бык, лев, орел и человек. Они представляют четыре стороны света, а множество глаз, которыми они покрыты, — это звезды небесного свода. Двадцать четыре старца имеют то же самое значение, что и жрецы, собирающиеся вокруг статуи Цереры в Великих Элевсинских Мистериях. Как символическое разделение времени, старцы боготворят вневременной и длящийся Дух.

В русской традиции скипетр как геральдическая фигура появился в 1654 г. — в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича, к которой прилагалась печать с изображением орла, держащего в когтях символы государственной власти, а именно: скипетр и державу. В России впервые скипетр был вручен царю во время венчания сына Ивана Грозного, царя Федора Ивановича. Впредь во время всех официальных торжеств скипетр находился в правой руке государя.

«Предшественниками» скипетра были, очевидно, пастушеские посохи и ритуальные жезлы. Скипетр часто подразумевает право духовной или монаршей власти вершить правосудие и карать.

См. также: ЖЕЗЛ.

Солнцеголовый Митра со скипетром.

ОСИРИС, ЦАРЬ ПОДЗЕМНОГО МИРА Египетский Осирис, бог производительных сил и царь загробного мира, олицетворял посмертное существование фараона, подобно тому как его сын Гор представлял фараона при жизни. Как писал М. А. Коростовцев, «в египетских текстах Осирис никогда не выступает как символ живого, правящего фараона — последний становится Осирисом, сливается с этим богом лишь после физической смерти. Правящий фараон являлся олицетворением сына Осириса Гора, отомстившего за смерть отца и наследовавшего его престол. Умерший же фараон никогда не назывался Гором и не уподоблялся ему. Итак, каждый живой и правящий фараон — это Гор (но никак не Осирис!), а умерший фараон — это Осирис (но никак не Гор!)».

Будучи царем загробного мира и олицетворением умершего фараона, Осирис изображался в царских одеждах. Прежде всего это касалось головного убора — атефа, который представлял собой Белый венец Верхнего Египта, обрамленный двумя страусовыми перьями; этот парадный головной убор фараоны «при жизни» надевали во время торжественных богослужений. Сам Белый венец (иначе хеджет), если судить по древнеегипетским текстам, служит своего рода эманацией лунного света, и потому этим убором наделяли лунных богов Осириса и Тота (в «Текстах пирамид» хед-жет описывается как истинное воплощение самого Тота). Вместе с дешрет, Красной короной Нижнего Египта, убор хеджет составлял па схемти — корону Обеих земель, важнейший головной убор египетских фараонов. Еще один вариант короны — уререт — считался великим символом Ра и Осириса; ее ношение наделяло фараона властью и первенством среди духов и сулило скорейшее воссоединение с божествами.

На многих головных уборах присутствовал урей — изображение кобры с раздутым воротником. Эта змея — символ царства, и потому ее изображают на головных уборах богов — Ра, Гора, Осириса.

Держава. Держава, символизирующая владычество над миром, представляет собой шар, увенчанный короной или крестом.

Трон (престол). Царский престол — земное «воплощение» Престола Всевышнего, подтверждение права монарха как помазанника Божия на государственную власть. В традициях западного христианства (католичество) все монаршие престолы подчиняются Святому Престолу — иначе престолу епископа Рима, прямого наследника апостола Петра, то есть Папе Римскому.

Царское облачение. Парадное монархическое одеяние непременно должно иметь оттенок красного цвета — чаще всего для монарших одеяний выбирались багрянец или пурпур (цвет запекшейся крови символизировал кровь Христа, следовательно, монаршее облачение этого цвета подтверждало права монарха как помазанника Божия).

В России к числу парадных одеяний прежде всего относилось платно — длинное свободное платье с широкими рукавами до запястья. Это платье шили из парчи цвета золота — символа богатства и могущества. Драгоценное платно, дополненное подкладками и подпушками (зачастую меховыми), кованым и плетеным кружевом, золотыми пуговицами, жемчугами и самоцветами, было очень тяжелым; поэтому в чинах на царство часто упоминаются особые придворные, поддерживающие государя под руки во время торжественного шествия.

Дополняли царский наряд массивные золотые цепи. По легенде, первая царская цепь попала на Русь с регалиями византийского императора Константина Мономаха. В церемонию венчания цепь впервые была введена в 1547 году при венчании на царство Ивана Грозного. Также царское облачение дополняли наперсные кресты.