ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение — ритуал, призванный обеспечить «обмен информацией» с потусторонним миром, миром сверхъестественного, а также обновить и упрочить мироздание. До установления христианства, как правило, совершались кровавые жертвоприношения, когда в жертву приносились животные, птицы и даже люди. Христианство запретило человеческие жертвоприношения, заменив их жертвоприношениями животных; Исаак Маймонид утверждал, что жертвоприношения животных введены для того, чтобы отучить людей от древнего обычая приносить человеческие жертвы. Впоследствии и животные жертвоприношения подверглись запрету; самой распространенной формой общения с Божеством стала молитва.

Историческая традиция знает следующие виды жертвоприношений:

— умилостивительная жертва;

— заклинательная жертва;

— жертва очищения;

— жертва благодарения;

— строительная жертва (на закладку нового строения) и пр.

Из книги Уилкинсона «Нравы и обычаи древних египтян»

ТОТ, ИБИСОГОЛОВЫЙ

Согласно египетским мифам, Тот считался сердцем бога солнца Ра и языком бога-творца Птаха. Чаще всего этого бога изображали в образе человека с головой ибиса — священной птицы Тота (отсюда прозвище Тота — Ибисоголовый). По мемфисской версии мифа творения Птах задумал творение в своем сердце, создал восьмерых богов (вместе с ним образовавших знаменитую Девятку, или Эннеаду) и начал действовать «сердцем и языком», то есть мыслью и словом, которые и олицетворял Тот.

В христианстве главной жертвой признается искупительная жертва Христа, который согласился быть распятым за людские грехи. В память о Крестной Жертве христианской церковью учрежден обряд евхаристии, или причащения: каждый, кто проходит через этот обряд, должен вкусить хлеба и вина, то есть символически причаститься плоти и крови Христа. Как писал богослов Николай Кавасила: «За тем и крестимся мы, чтобы умереть Его смер-тию и воскреснуть Его воскресением; помазываемся же, дабы соде-латься с Ним общниками в царском помазании обожения. Когда же питаемся священнейшим Хлебом и пием Божественную чашу, сообщаемся той самой плоти и той самой крови, которые восприняты Спасителем, и таким образом соединяемся с Воплотившимся за нас, и Обо-женным, и Умершим, и Воскресшим... Крещение есть рождение, миро бывает в нас причиною дей-ствования и движения, а хлеб жизни и чаша благодарения есть пища и истинное питие».

В мифологиях многих народов присутствует сюжет первой жертвы — жертвоприношения первосу-щества, из тела которого затем возник (или был создан) мир. Такой сюжет, к примеру, имеется в Голубиной книге, где, правда, под влиянием христианства опущен момент расчленения тела первосущества и привнесены христианские мотивы, но описано происхождение элементов мироздания:

У нас белый вольный свет зачался от суда Божия;

Солнце красное от лица Божьего

Самого Христа Царя небесного;

Млад светел месяц от грудей его;

Звезды частые от риз Божьих;

Ночи темные от дум Господних;

Зори утрени от очей Господних;

Ветры буйные от Свята Духа;

У нас ум-разум самого Христа,

Самого Христа Царя небесного;

Наши помыслы от облак небесных;

Кости крепки от камени;

Телеса наши от сырой земли;

Кровь-руда наша от черна моря...

Сходные представления зафиксированы в индийской (Пуру-ша — см.: АДАМ КАДМОН), ирано-персидской (Йима), скандинавской (Имир), карело-финской (Вяйнямейнен) и других традициях.