ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ

Женское творческое начало в природе, анима (см.: АРХЕТИПЫ), мать-земля (ср. греческих Гею и Деметру, мало-азийскую Кибелу, римскую Рею, египетскую Исиду, Мать Сыру Землю в русском фольклоре).

Образ Матери, повелевающей богинями судьбы. — Trehand, Traite de la cabale. Манускрипт (XVI в.).

Госпожа Алхимия вместе со своим мужем королем Атанором во дворце, изображенном в виде печи философов. Алхимия держит щит с головой Медузы, эмблемой гниения. Внизу слева — Алхимия в сиянии радуги. Внизу справа в раковине морского гребешка — Венера-медь. Тело ее в красных розах, что указывает на близкую золотоносную трансмутацию.

С архаических времен известны женские статуэтки с подчеркнутыми половыми признаками — эмблемы плодородия. Богиня-мать наряду со своим божественным супругом участвует в творении мира и создании населяющих мироздание существ (например, греческая Гея рождает титанов и гигантов, а богов — ее дочь Рея; обе они суть ипостаси Великой Богини). Она покровительствует плодородию почвы, скота и людей, отсюда — оргиастические ритуалы в ее честь; с Великой Богиней связан цикл мифов об умирающем и воскресающем боге (Аттис, Озирис, Таммуз), символизирующий сезонное умирание и возрождение природы. Также Великая Богиня является покровительницей мистерий, пройдя через которые, человек обретает вечную жизнь (Элевсинские мистерии Деметры).

Кали, богиня смерти. Индийская миниатюра.

Великая Богиня — символ первоначального хаоса (женского начала мира); победа космоса над хаосом зачастую выражается в торжестве мужского божества над Великой Богиней (ср., например, победу Мардука над Тиамат в шумеро-аккадской мифологии). Тем не менее Великая Богиня, как созидательное начало, есть и символ космоса: она покровительствует культуре, городам, тайным знаниям.

Историки христианства полагают, что культ Богородицы в определенной мере связан с образом Великой Богини (Исиды как ее ипостаси).

Р. Грейвс, автор книги «Белая Богиня», писал: «Богиня — прекрасная стройная женщина с крючковатым носом, смертельно бледным лицом, алыми губами, поразительной голубизны глазами и длинными светлыми волосами. Она может обернуться свиньей, кобылой, сукой, лисой, ослицей, лаской, змеей, совой, волчицей, тигрицей, русалкой или отвратительной старой каргой (ведьма как ипостась Великой Богини. — К. К.). Имен и прозваний у нее — не счесть. В рассказах о привидениях ее называют Белой Дамой, а в древних верованиях от Британских островов до Кавказских гор — Белой Богиней. Я не припомню ни одного настоящего поэта, начиная с Гомера, который независимо ни от кого не оставил бы свое собственное свидетельство о ней. Можно сказать, что показателем поэтического видения является точность, с которой поэт изображает Белую Богиню и остров, где она правит (ср. кельтские легенды о Фее Моргане и острове Авалон. — К. К.). Вот почему, когда читаешь подлинную поэзию, волосы встают дыбом, на глаза наворачиваются слезы, к горлу подступает комок, по коже бегают мурашки и холодеет спина. Подлинная поэзия — это заклинание Белой Богини, или Музы, матери всего сущего, силы, издревле устрашающей и желанной... »

ЕГИПЕТСКАЯ МАДОННА

Богиню Исиду часто изображали в образе матери с младенцем-Гором на руках. На голове богини лунный шар с коровьими рогами («напоминание» о функции Исиды как богини неба, небесной коровы). Исиду также почитали как богиню ветра (изображения в виде соколицы или крылатой женщины), покровительницу рожениц, богиню плодородия, владычицу морских, речных и небесных вод, покровительницу царской власти. Как супруга Осириса, она в ряде мифов «переняла» функции супруга — к примеру, научила людей жать; кроме того, наряду с мифом о разливе Нила из тела Осириса существует миф о разливе этой реки, переполненной слезами Исиды, которая оплакивала убитого мужа.

К образу Исиды с младенцем-Гором восходит христианский образ Богоматери с младенцем-Христом на руках.