Теории символа стр.178

А как обстоит дело с примерами, объединяемыми под рубрикой «использование одного и того же материала»? Из тринадцати проанализированных острот только три заслуживают этого названия.

«Супружеская чета X живет на широкую ногу. По мнению одних, муж много заработал и при этом отложил себе (sich zurilckgelegt) немного, по мнению других, жена немного прилегла (sich zuruckgelegt) и при этом много заработала» (с. 46; русск. пер., с. 200). «Англ. Put not your trust in money but put your money in trust, букв. "He вкладывай доверие в деньги, а вкладывай деньги в трест"» (там же). «Кандидат должен перевести место из Corpus juris: "Labeo ait... Я проваливаюсь, говорит он"... — "Вы проваливаетесь", — заявляет экзаменатор и на этом заканчивает экзамен» (с. 47— 48; русск. пер., с. 200,201).

В каждом случае действительно используется дважды один и тот же «материал», то есть одни и те же слова, но означаемые у них разные, что и оправдывает наименование «многократное использование одного и того же материала». Впрочем, и эта фигура имеет свое название в риторике, это — антанаклаза, которую Фонтанье определяет как «повторение одного и того же слова, взятого в разных значениях» (с. 348). Различие между парономазией и антанаклазой есть различие между сходством и тождеством; одним из подклассов антанаклазы является употребление форм словообразования (или спряжения и склонения); главное, чтобы корень слова оставался одним и тем же1. С другой стороны, следует отметить близость антанаклазы к смещению, но последнее требует дополнительных условий: 1. Слово не употребляется двукратно, но второе его означаемое выводится импликатив-но; 2. На два смысла одного и того же слова должны указывать реплики разных собеседников (я не думаю, что на этом уровне следует учитывать намеренность или ненамеренность изменения смысла).

Рассмотрим другие приводимые Фрейдом примеры «многократного использования одного и того же материала», то есть того, что я в дальнейшем буду называть антанаклазой.

«"Как идут дела?" — спросил слепой хромого. "Как видите", — ответил хромой слепому» (с. 48; русск. пер., с. 201).

Подкласс, к которому принадлежит этот пример, определяется следующим образом: одни и те же слова употребляются как полнозначные и как пустые, точнее, в их лексическом и идиоматическом значении. Но можно ли в данном случае говорить о многократном использовании, как это делает Фрейд? Ведь глаголы идти и видеть употреблены лишь один раз; они являются носителями одновременно двух смыслов — словарного смысла и того смысла, который они имеют в составе идиоматического оборота. Речь идет о двусмысленности, а не многократном использовании.

Правда, Фрейд долго колеблется, прежде чем провести различие между этими категориями. Иногда он настаивает на их противопоставлении («здесь гораздо больше бросается в глаза многократное использование, чем двусмысленность», с. 55; русск. пер., с. 207), в других же случаях он считает его излишним: «Дальнейшие случаи многократного использования, которые можно объединить и под названием двусмысленности в новую третью группу, легко могут быть отнесены к разрядам, которые, конечно, не отличаются резко друг от друга, точно так же, как и вся группа от второй» (с. 50—51; русск. пер., с. 203). «Соединить вторую и третью группу, как мы уже сказали, нетрудно. Двусмысленность, игра слов является только идеальным случаем использования одного и того же материала» (с. 60; русск. пер., с. 210). Надо сказать, что первая догадка Фрейда с риторической точки зрения была ближе к истине: двусмысленность не тождественна антанаклазе — единственное употребление слова (означающего) в первом случае противопоставляется его многократному употреблению во втором. Впрочем, способность слова иметь одновременно несколько смыслов в составе одного и того же предложения была уже подмечена в риторике и получила наименование силлепса. Но Фрейд с недоверием относился к им же выделенной категории, поэтому среди примеров двусмысленности встречаются случаи антанаклазы, а среди примеров многократного использования — случаи силлепса.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: