Теории символа стр.169

Сгущение, сверхдетерминация, намек, косвенная репрезентация

Термин сгущение играет особенно важную роль в аргументации Фрейда, поэтому мы начнем с того, что рассмотрим различные употребления этого термина1.

В первый раз термин сгущение используется Фрейдом для обозначения процесса контаминации слов familier «фамильярный» и millionaire «миллионер», приводящего к возникновению слова famillionnaire «фа-мильоньярно» (с. 26); в этом случае сгущение заключается в опущении нескольких слогов.

Однако смысл термина сгущение расширяется при анализе другого примера:

«Не красный ли это пошляк (Fadian), который проходит через историю Наполеонидов?» (с. 31; русск. пер., с. 189).

Эта фраза является результатом слияния двух фраз, восстанавливаемых в следующем виде: «этот красный человек является тем, кто пишет скучные фельетоны (fadaises) о Наполеоне» и «это проходит красной нитью (Faden)». «Результатом сгущения является опять-таки, с одной стороны, значительное укорочение, с другой стороны, вместо бросающегося в глаза словообразования путем смешивания, здесь происходит взаимное проникновение составных частей обоих компонентов» (с. 34; русск. пер., с. 190, 191). В данном случае термин сгущение обозначает элиминацию уже не слогов, а целых фраз, восстанавливаемых в процессе толкования. Но это еще не все; красная нить, в свою очередь, в результате процесса метафоризации вызывает представление о единстве целого (с. 31—32), и это также называется сгущением. Тогда можно сказать, что сгущение имеет место каждый раз, когда одно означающее заставляет нас усматривать более одного означаемого, проще говоря, каждый раз, когда означаемое богаче означающего. Именно так и определял символ выдающийся мифолог эпохи романтизма Крейцер — через «несоответствие сущности и формы и через изобилие содержания по сравнению с его выражением» (Symbolik und Mythologie... с. 59).

Термин сгущение остается двусмысленным на протяжении всей книги.

В одних случаях он употребляется в смысле всякого выхода означаемого за границы означающего. Например, на с. 60 Фрейд отказывается от вве денного им различения сгущения и двусмысленности и превращает сгущение в обобщающий термин, охватывающий все выделенные до этого группы (правда, при этом он прибегает к еще менее ясному понятию экономии, о которой я скажу ниже). Он приводит следующий пример двусмысленности:

«Одним из первых актов последнего Наполеона, во время его регенства, явилась конфискация имущества Орлеанского дома. Из этого сдела/iu забавную игру слов: C'est le premier vol de I'aigle "Это первый полет орла"» (с. 52; русск. пер., с. 205).

Фрейд комментирует остроту следующим образом: «Да, но это полет с целью грабежа. Vol означает, к счастью для существования этой остроты, как "полет", так и "грабеж". Не произошло ли при этом сгущение и экономия?» (с. 60; русск. пер., с. 210). На с. 250, сравнивая технику остроумия и технику сновидений, он говорит: «один элемент сновидения соответствует узловому и перекрестному пункту мыслей сновидения; принимая во внимание эти последние, он должен быть назван вообще "сверхдетерминирован-ным"» (русск. пер., с. 333). Но если один элемент представляет собой точку пересечения двух рядов, это означает, что он принадлежит двумя рядам одновременно и, следовательно, характеризуется «двойным употреблением».

В других случаях сгущение по-прежнему противопоставляется иным категориям того же уровня, например, смещению и косвенной репрезентации (с. 253).

Попробуем начать с того, что эксплицитно представим противопоставление между сгущением и двусмысленностью, суть которого затемнена колебаниями между отношением включения и отношением исключения: одновременное обозначение нескольких означаемых (например слово famillionnaire одновременно отсылает к familier и millionnaire) противопоставляется их последовательному обозначению (случай с красной нитью). Возникает вопрос, обозначаетли термин сгущение два вида выхода означаемого за границы означающего или только один, но тогда какой? По моему мнению, мы останемся ближе всего к Фрейду (и к употреблению этого термина в «Толковании сновидений»), несмотря на противоречивость формулировок, если сохраним за термином сгущение обобщающий смысл. К этому нас побуждают два примера, по поводу которых был впервые употреблен этот термин: der rote Fadian представляет собой пример последовательной символизации, famillionnaire — одновременной множественной символизации. Тогда сгущением можно назвать процесс, результатом которого является символическая оплотненность остроты — оплотненность, присущая любому виду языкового символизма; это тот же процесс, что и сверхдетер минация (этот термин Фрейд использует вперемешку со сгущением\ в частности, в «Толковании сновидений») и конверсия; двумя последними терминами лучше обозначать две разновидности сгущения, одновременного и последовательного.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: