Теории символа стр.124

Все тот же А. В. Шлегель ярче всего выразил идею органической формы и сформулировал противопоставление между органическим и механическим. Эта тема слишком хорошо известна, и я не буду на ней останавливаться1; приведу только два особенно показательных отрывка из сочинений А. В. Шлегеля. Первый отрывок взят из его «Теории искусства»; правда, в нем говорится не о произведениях, а о соответствующих концепциях критиков (здесь происходит переход оттипологии предметов ктипологии дискурсов, произносимых по их поводу; примерно то же наблюдается у Нова-лиса, когда он рассматривает нетранзитивность языка). Шлегель пишет:

«Это можно назвать атомарной критикой (по аналогии с атомарной физикой), потому что в ней произведения искусства рассматриваются как некая мозаика, как старательное соединение мертвых частиц; но произведение искусства; заслуживающее этого названия, имеет органическую природу, ибо в нем частное существует только через целое» (с. 27).

Всякое произведение искусства или, по крайней мере, всякое настоящее произведение искусства органично; это прилагательное относится, по-видимому, как к вертикальной, так и горизонтальной когерентности. Органическое противостоит минеральному, как живое мертвому; от последнего всегда можно отнять какие-то части или, наоборот, сделать добавления, ибо его границы, а значит и состав произвольны.

Во втором отрывке, быть может, самом известном из всего написанного А. В. Шлегелем, сформулировано противопоставление органической и механической формы в связи с историей драмы. Приведу этот отрывок целиком:

«Форма (Form) механистична, когда она сообщается материи в результате внешнего воздействия, имеющего характер чисто случайного вмешательства без всякой связи с внутренним строением материи; так, мягкой массе придают какую-либо фигуру (Gestalt), чтобы она сохранилась после ее затвердения. Напротив, органическая форма имеет врожденный характер; она создается (bildet) изнутри наружу и достигает своей определен ности вместе с полным развитием зародыша. Такие формы мы находим в природе везде, где проявляют себя жизненные силы — начиная с кристаллизации солей и минералов и кончая растениями и цветами и формированием человеческого тела. В изящных искусствах, как и в природе, этом непревзойденном художнике, истинные формы органичны, иными словами, они определяются содержанием (Gehait) произведения искусства. Короче говоря, форма есть не что иное, как значимая внешность, говорящая физиономия каждого предмета, которая не изменена привходящими обстоятельствами и дает правдивое представление о сокровенной сущности (Wesen) этого предмета» (Vorlesungen, t. И, с. 109-110).

Рассмотрим подробнее некоторые утверждения, содержащиеся в этом тексте. У Шлегеля даже минералы имеют органическую форму — по крайней мере в результате такого динамического процесса, как кристаллизация. Произведения искусства ставятся в один ряд с произведениями природы. Искусство подобно природе, и ему незачем ей подражать. Механическая форма произвольна (она случайна, может быть какой угодно); органическая форма естественна (в двух смыслах слова по только что указанной причине). Форма есть скорее следствие, чем образ содержания, а это не оставляет сомнений в том, что содержание предшествует форме и занимает более важное положение, чем она.

Понятию органической формы родственно понятие внутренней формыК Внутренняя форма непосредственно связана с содержанием, которое она необходимым образом выявляет. В определенных случаях внутренняя форма становится удобным посредником между формой и содержанием, звеном, позволяющим восстановить во всем объеме отношение мотивации; внутренняя форма более абстрактна, чем форма, более структурирована, чем содержание.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: