Теории символа стр.114

«Мифы... не имеют иного смысла кроме того, который они выражают... Принимая во внимание необходимость, с которой возникает также и их форма, она целиком принадлежит себе, то есть ее нужно понимать так, как она себя выражает, а не так, словно она думает одно, а говорит другое. Мифы не аллегоричны, а таутегоричны [этот термин Шеллинг заимствовал у Кольриджа]. В мифах боги—реальные существа; вместо того чтобы быть одним и означать другое, они означают только то, чем сами являются» (II Abt., I, с. 195-196; франц. перевод, с. 237-238).

РОМАНТИЗМ

Совместное философствование (симфилософия)

В заметках и фрагментах Фридриха Шлегеля можно найти необычную мысль, выраженную различными способами: «Если соединить Виланда и Бюргера, то получился бы хороший поэт» (LN, 1103); «До сих пор у нас не было приличного автора-моралиста (подобного Гёте в поэзии и Фихте в философии). (С этой целью следовало бы объединить Якоби, Форстера и Мюллера)» (LN, 110). Эта последняя мысль была развернута и уточнена во фрагменте 449 «Атенеума»:

«До сих пору нас не было ни одного писателя-моралиста, сравнимого с величайшими поэтами и философами. Такой писатель должен был бы объединять в себе прекрасную древнюю политику Мюллера с великой экономией вселенной Форстера и с моральной гимнастикой и музыкой Якоби; также и в манере письма он должен был бы объединять тяжелый, полный достоинства и энтузиазма стиль первого с освежающей красочностью и любезной тонкостью второго и с чувствительностью третьего, и звуки этого стиля разносились бы повсюду, словно отзвуки далекой гармонии мира разума».

Слияние отдельных индивидов с целью получения совершенных личностей действительно было одной из излюбленных идей молодого Фридриха Шлегеля. В своих мечтах он имел в виду не только авторов прочитанных книг, но и самого себя и своих друзей. (Новалис, следуя его примеру, также мечтал о коллективном творчестве). Когда результатом совместого творчества является философский труд, этот род деятельности называется совме стным философствованием (симфилософия); если же результатом является поэтическое произведение, то это — совместное поэтическое творчество (симпоэзия). Шлегель дал более общее толкование этих понятий при рассмотрении другого примера:

«Вероятно; наступит совершенно новая эпоха наук и искусств, когда совместное философствование и совместное поэтическое творчество станут столь всеобщими и столь интимными, что уже не будет казаться странным, если дополняющие друг друга натуры будут создавать совместные произведения. Часто нельзя освободиться от мысли, что два духа, подобно двум разрозненным половинам, должны бы существовать вместе и только в связи друг с другом быть всем тем, чем они могли бы быть. Если бы существовало искусство сливать воедино индивидов или если бы пожелания критики не оставались только пожеланиями, к чему она везде дает много поводов, то я хотел бы видеть соединенными Жан-Поля и Петера Леберехта. Как раз то, что недостает одному, есть у другого. Гротескный талант Жан-Поля и фантастический склад ума Петера Леберехта в их соединении дали бы превосходного романтического поэта» (А, 125)1.

Эти примеры свидетельствуют о том, что совместное философствование основано не на сходстве партнеров, а на их взаимодополнительности. В другом фрагменте об этом говорится еще более прямо: «Только симпатия, а не совместное философствование объединяет обычно философов, не противостоящих друг другу» (А, 112). С одной стороны, необходимо, чтобы те, кто собирается философствовать совместно, были «на высоте», как говорится в еще одном фрагменте (А, 264), то есть были бы на одном уровне; с другой стороны, необходимо, чтобы они мыслили «вопреки друг другу». Таковы оптимальные условия и для философского, и для поэтического творчества.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒
Литература: