МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Музыка — олицетворение космической гармонии, выраженной в звуке (см.: ГОЛОС), сокровенное знание об устройстве мироздания, «изобретение богов» (Плутарх). Космическая музыка связывает воедино макро-и микрокосм — мироздание и человека, она пронизывает небесные сферы и управляет временем. «Ригведа» говорит о музыке вселенского закона, а одно из положений ранней индийской философии гласит: «Мудр тот, кто знает Атман как пятеричную песнь, из которой возникает все это. Земля, ветер, воздух, воды, небесные тела — это Атман, это пятеричная песнь.

Anima Mundi. — Thurneisser zum Thurn, Quinta essentia (1574).

Все возникает из него. Все завершается в нем». О времени как музыке космоса в «Махабхарате» говорится так:

Через себя и в себе дает существам вызревание время;

Но то, в чем вызревает время, здесь никто не знает.

Ни сверху, ни поперек, ни снизу, ни так, ни этак,

Ни с середины То захватить никому не удается.

Все миры внутри Того пребывают, вне Его нет ничего (иного).

Когда оно непрестанно приходит, оно бесструнной музыке подобно...

В античной традиции считалось, что музыкой создан мир, который представлялся как гармония и природа звуков. Музыка — сила (энергия), объединяющая и упорядочивающая вселенную, она вплетается в первоначальный хаос и творит из него космос. Согласно доктрине пифагореизма, человек, овладевший секретами музыкальной гармонии, может управлять живой и неживой природой. О самом Пифагоре, который сформулировал теорию «музыки сфер», Ямвлих писал: «Самого же себя сей муж организовал и подготовил к восприятию не той музыки, что возникает от игры на струнах или инструментах, но, используя какую-то невыразимую и трудно постижимую божественную способность, он напрягал свой слух и вперял ум в высшие созвучия миропорядка, вслушиваясь... и воспринимая всеобщую гармонию сфер и движущихся по ним светил и их согласное пение... раздающееся потому, что движение и обращение светил, слагающееся из их шумов, скоростей, величин, положений в констелляции, с одной стороны, неодинаковых и разнообразно различающихся между собой, с другой — упорядоченных в отношении друг друга некоей музыкальной пропорцией, осуществляется мелодичнейшим образом и вместе с тем с замечательно прекрасным разнообразием». В пифагорейской теории интервал между Землей и сферой неподвижных звезд рассматривался как музыкальный диапазон, наиболее совершенный гармонический интервал. Тоны этого интервала соотносились с расстояниями между сферами: от Земли до Луны — один тон, от Луны до Меркурия — полтона, от Меркурия до Венеры — полтона, от Венеры до Солнца — полтора тона, от Солнца до Марса — тон, от Марса до Юпитера — полтона, от Юпитера до Сатурна — полтона, от Сатурна до сферы неподвижных звезд — полтона. Сумма этих тонов равнялась шести тонам октавы.

Вселенная в представлении Пифагора есть гигантский монохорд с одной струной, прикрепленный верхним концом к абсолютному духу, а нижним — к абсолютной материи (то есть струна натянута между небом и землей). Каждая планета, каждая сфера издают собственный звук; звучание семи планет, сферы неподвижных звезд и «того, что над ними» (так называемый Антихтон) образует Мнемосину, которая в «обыденной» греческой мифологии являлась матерью девяти Муз (последних пифагорейцы соотносили с девятью сферами вселенной).

Первые небеса произносят священный звук A (альфа), вторые — священный звук E (эпсилон), третьи — священный звук H (эта), четвертые — священный звук I (иота), пятые — священный звук O (омикрон), шестые — священный звук Y (ипсилон), седьмые — священный звук W (омега).

Из книги «История прорицаний»

АПОЛЛОН ПИФИЙСКИЙ

Греческий бог Аполлон, сын Зевса и Латоны, считался покровителем музыки и потому часто изображался с лирой. Он услаждает богов своим искусством, стоит во главе хора муз (Apollonios Mousagethos) и наделяет любимых людей даром пения и поэзии. Как божество поэзии и музыки Аполлон обитает на горе Парнас в обществе девяти муз — богинь поэтического вдохновения и творческих искусств. Он часто изображается с лавровым венком на голове, играющим на лире или, особенно в живописи XV-XVI веков, на лире да браччо или другой разновидности виолы. Бегущий ручей — это Кастальский ключ, он, как и другой ключ, Пиэрийский, был источником вдохновения и знания, из которого советовалось глубже черпать. В аллегориях поэзии и музыки Аполлон предстает вместе с Орфеем и Гомером.

В Китае звуки были распределены (вплоть до полутонов) между началами Инь и Ян, вследствие чего мелодия толковалась как символ единства противоположностей, то есть основы всего сущего.

Французский символист Фабр д’Оливе предложил и обосновал схему соответствия тонов октавы семи планетам: до — Юпитер, ре — Марс, ми — Солнце, фа — Меркурий, соль — Венера, ля — Луна, си — Сатурн.

С музыкой как космическим действом в античной традиции неразрывно связаны музы и их предводитель Аполлон, солнечный бог «мусического искусства». Музы — дочери Зевса и богини памяти Мнемосины. Эрато — муза лирической поэзии, Каллиопа — эпической, Клио — муза истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — религиозной поэзии, Терпсихора — танца, Талия — комедии, Урания — астрономии, Эвтерпа — эротической поэзии. Среди потомства муз — сирены, а также певцы Орфей и Лин. Атрибутами большинства муз в аллегорической живописи выступают музыкальные инструменты, чаще всего арфа и лира (атрибут Аполлона).

Музыкальные инструменты суть медиаторы, проецирующие космическую музыку в земное пространство. Символическое значение музыкальных инструментов первым проанализировал К. Зах в работе «Дух и становление музыкальных инструментов» (1929). Форма инструмента должна соответствовать тембру, впрочем, возможны «несовпадения», связанной с антагонизмом материи и духа (формы и звука). Например, флейта является фаллической и мужественной по форме, но женственна и пронзительна по высоте звука и светлому, серебряному (лунному) тону; барабан женствен благодаря округлой форме и мужествен по низкому тону.

Зевс, сатиры и нимфы, играющие на свирелях. Роспись на древнегреческой вазе.

Аполлон, Афина и семь муз.

Ряд музыкальных инструментов также обладает собственной символикой.

Арфа. Мост, лестница между небом и землей, олицетворение упорядоченного мироздания (кельтский бог Дагда, играя на арфе, вызывает смену времен года), инструмент ангелов; на арфе играет библейский Давид, славя Господа.

На картине И. Босха «Сад наслаждений» изображен человек, распятый на арфе; это изображение толковалось как олицетворение душевных страданий существа, прикованного плотью к земному миру.

Виола. В средневековой аллегорической живописи виола — атрибут муз, прежде всего Терпсихоры, музы танца и пения. Также трактовалась как эмблема музыки.

Гусли. Символ космической гармонии, олицетворение человеческой души («Сама бо душа наша подобна есть сладкогласым гуслем, ум же доброму хитрецу красных пении, а язык бряцалу, а доброгласныя устие струнам») и души мировой (игра на гуслях вызывает колебания мироздания; ср., например, былину о Садко, который игрой на гуслях «всколебал» воды Ильмень-озера). В русском фольклоре часто встречается мотив игры на гуслях как способа изменить мир: «Стал Бездольный подходить к своему государству и вздумал сыграть шутку: открыл гусли, дернул за одну струну — сине море стало, дернул за другую — корабли под стольный город подступили, дернул за третью — со всех кораблей из пушек пальба началась». Сказка знает гусли-самогуды, от которых ноги сами просятся в пляс. Соотнесенность гуслей с макрокосмом прослеживается, в частности, на новгородских гуслях XII века, на лицевой стороне которых изображены морда дракона, лев и птица. «В своей совокупности три животных явно символизируют три сферы мироздания: птица — небо, лев — землю, дракон — подводный мир» (М. А. Серяков).

Купидон и арфа. Русская открытка.

Гуслям как символу миротворения и мироизменения соответствует финское кантеле. В «Калевале» Вяйнямейнен изготавливает первое кантеле из скелета гигантской щуки:

Короб кантеле откуда?

Он из челюсти той щуки.

Гвозди кантеле откуда?

Из зубов огромной рыбы.

Струны кантеле откуда?

Из волос коня у Хийси*.

Игра на кантеле приводит к гранди озным переменам в мире:

Заиграл сильнее старец,

Струны кантеле ликуют,

Скачут горы, рвутся камни,

Скалы все загрохотали,

Рифы треснули морские,

Хрящ на волнах закачался;

Сосны с радости плясали,

Пни скакали на полянах**.

В православной традиции гусли, несмотря на «библейское прошлое» (псалтериум), трактовались как инструмент дьявола, бесовское творение («кая пакость гоусли творят игры плескаше и песни злаго оумышлеше лоукавого»), которое отвращает людей от Бога. Вполне вероятно, что на гусли было перенесено нетерпимое отношение официальной церкви к гуслярам и скоморохам, которых обвиняли в «отваживании честного люда» от храмов.

Лира. Инструмент Гермеса, который изготовил первую лиру из панциря черепахи и овечьих кишок, пошедших на струны. В обмен на жезл кадуцей, коров и искусство гадания Гермес уступил лиру Аполлону, который таким образом стал родоначальником всех лирников, кифаредов, арфистов и др.

Семь струн лиры в античной традиции соотносились с числом 7 как числовым образом мироздания, с семью небесными сферами и семью планетами. Порфирий говорил, что лира «являет нам образ небесной гармонии». Принадлежность лиры Аполлону толковалась как солнечный свет, проливающий гармонию в бытие. Диодор Сицилийский, впрочем, полагал, что первая лира была трехструнной: «Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний; острый — от лета, тяжелый — от зимы, средний — от весны». Лира в руках Орфея обретает свойство инструмента миротворения.

Реверс ирландской монеты достоинством в 50 центов.

В эмблематике лира — эмблема искусства вообще и поэзии (слово «лирика» образовано от «лиры») в частности, также эмблема просвещения. Современное эмблематическое значение лиры — эмблема военных оркестров.

Лютня. В средневековой аллегорической живописи — эмблема музыки, слуха, традиционный инструмент влюбленных. Лютня с лопнувшей струной — эмблема разлада.

Орган. Символ хвалы, воздаваемой церковью Богу, атрибут святой Цецилии, покровительницы музыки.

Псалтериум. Библейские гусли (так назван псал-териум в синодальном переводе Библии на русский язык). Струнный щипковый музыкальный инструмент с плоским корпусом, вдоль длинной стороны которого натянуты струны. В аллегорической живописи инструмент ангелов, царя Давида и муз.

Тамбурин. Эмблема празднеств в честь Диониса;

П. Вануччи. Аполлон и Марсий.

менады изображаются бьющими в тамбурин. В аллегорической живописи эмблема порока.

Труба. Эмблема важных новостей и знаменательных событий.

Аллегория славы; прямая длинная труба — добрая слава, короткая труба — дурная слава. В трубы трубят ангелы, возвещая о Страшном Суде. Библейская легенда гласит, что звук семи труб разрушил стены Иерихона. Традиция предварять ритуалы, государственные мероприятия и военные действия звуком труб (фанфар) возникла еще в античности. Выражение «трубить во все трубы», то есть «хвастаться, похваляться своими достижениями», связано с обычаем трубить в трубы при представлении участников рыцарских турниров.

Ханс Грундиг. Барабан. «Звери и люди» (1938-1939).