МЕТАЛЛЫ

Металлы, как и люди, считались порожденными землей и имели божественные возможности. Отсюда классификация, согласно которой семь известных в античности планет отождествлялись с основными металлами. В астрологии металлы называют «зелеными» или «скрытыми» планетами. С точки зрения астрологии существует только семь металлов (на которые влияет такое же количество сфер). В алхимии расплавленный металл — соединение противоположностей (огня и воды).

Также металлы «в совокупности», находящиеся под покровительством Венеры, противопоставляются как стихийные элементы (первоэлементы) дереву, которому покровительствует Юпитер, огню (Марс), земле (Сатурн) и воде (Меркурий). В системе бинарных оппозиций, характерной для мифологического мышления, металлы соотносятся с правой стороной и западом.

Как порождения земли, металлы олицетворяют подземный мир и его богатства. Под землей металлы стерегут гномы — стихийные духи земли.

Металлы символизируют космическую энергию в застывшей форме. К. Г. Юнг соотносил космическую энергию с энергией либидо и утверждал, что основные металлы соответствуют желаниям и вожделениям плоти. Извлечение квинтэссенции из этих металлов равнозначно высвобождению из пут чувственного мира. В психологии металлы символизируют человеческую чувственность, ограничиваемую духовным развитием.

Кроме того, металлы — символ принадлежности к бренному, профанному миру. Поэтому при обрядах посвящения в тайные общества от инициатов требуют отказаться от металла — денег, ключей и пр., поскольку этот металл олицетворяет земное бремя человека, его привычки, повадки, предрассудки.

Семь символических металлов — это золото, серебро, ртуть, медь, железо, олово и свинец. Их планетарные соответствия таковы: золото — Солнце, серебро — Луна, ртуть — Меркурий, медь — Венера, железо — Марс, олово — Юпитер, свинец — Сатурн. В алхимии в качестве символических выступали также сера и соль (см.: КАМЕНЬ).

Уроборос как символ вечности. Horapollo, Selecta hierogliplyphica (1597).

Золото. Символ эзотерического знания, высшей ступени духовного развития. Как желтый металл, ассоциируется с солнцем и солнечным светом, огнем и мужским началом.

В античности полагалось добывать целебные травы и растения с помощью золотых орудий, чтобы сохранить природную силу, а золотые украшения, как считалось, оберегали их владельца от вредоносных чар. В Древнем Китае золото, солнечный металл, представляло собой одно из воплощений начала ян, противоположного инь (серебро) и дополняющего его. В Египте золото считалось металлом богов, прежде всего солнечного бога. О фараоне, сыне Ра, говорилось: он — «золотая гора, которая сверкает над миром». К титулам фараона относится словосочетание «Гор-Золото». В скандинавской традиции золото — символ бессмертия богов, вкушающих золотые яблоки богини Идунн, чтобы оставаться вечно молодыми.

К. Г. Юнг цитирует объяснение алхимика М. Майера, который приписывает появление золота тому, что Солнце, миллионы раз путешествуя вокруг Земли, сплело вокруг нее золотые нити.

В алхимии золото — символ внутренней трансформации, знак нетленности души, эмблема высшего, достойного славы, символ «четвертого состояния» после первых трех — черного (грех и раскаяние), белого (прощение и невинность) и красного (очищение и страсть). Сплав золота (божественный дух) и серебра (человеческий дух) — aurum potabile, лекарство от множества болезней.

Хрисаор, магический золотой меч, символизирует высшую духовную решимость. Золотое руно — символ достижения невозможного.

В христианстве золото — символ чистого света, небесной стихии, в которой пребывает Бог. Также символ мирского богатства и идолопоклонства; ср. историю Аарона и золотого тельца.

С представлением о золоте как благородном, «наилучшем» из металлов связано представление о золотом веке. Ср. у Гесиода:

Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был еще Крон-повелитель в ту пору владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаковы сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили,

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем неизвестен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства, —

Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных*.

В средневековом европейском искусстве золотой век человечества аллегорически изображали в виде женщины, увенчанной цветами и держащей в руках улей и оливковую ветвь.

Серебро. Символ девственности, целомудрия, женского начала. Противопоставлялся золоту как женский — мужскому и холодный — горячему, считался вторым среди металлов (ср. поговорку «Слово — серебро, молчание — золото»). Металл лунных божеств. В Китае олицетворял начало инь. В древней Мексике его называли «белой божественной грязью». В алхимических текстах серебро часто описывалось под именем богини

Луны. В народных верованиях серебро ценилось как металл, защищающий от демонов.

Серебряным пулям приписывалась сила изгонять или убивать ведьм грозы, равно как и вампиров и оборотней.

В христианстве серебро — символ чистоты и целомудрия, а также символ Божественного и пророческого красноречия: «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное» (Пс 11 : 7).

С серебром связаны античные представления о второй человеческой расе:

После того поколенье другое, уж много похуже,

Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.

Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,

Дома близ матери доброй забавами детскими тешась,

А наконец возмужавши и зрелости полной достигнув,

Жили лишь малое время, на беды себя обрекая Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,

Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,

Как по обычаю людям положено*.

В средневековом европейском искусстве серебряный век человечества аллегорически изображали в виде женщины с лемехом и снопом колосьев в руках.

«Подчиненность» серебра золоту проявляется и в жизни социума: например, Серебряный век русской культуры, несмотря на всю значительность своих достижений, все же, как следует из самого названия, уступает веку Золотому — эпохе Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Тургенева.

Ртуть. Алхимический Меркурий, сочетание качеств твердого и жидкого, prima materia, иначе первичная субстанция, один из мировых принципов и философских элементов. Ртуть — «чрево» всех металлов, она содержит в себе три основных астрологических символа: серп возрастающей Луны, круг и крест, солнечный и лунный огонь и воду. Алхимики связывали ртуть с «холодной» энергией и называли «живой планетой». Будучи жидким металлом, она олицетворяет андрогина и воплощает его двойственность.

В Китае ртуть ассоциировалась с драконом, а также с жидкостями человеческого организма — кровью, водой, спермой. В индийской традиции ртуть есть внутренний поток духовной энергии и семя Шивы.

Медь. Металл Царицы небес — Иштар, Астарты, Венеры, символ тепла и света, олицетворение сбывшихся надежд, а также, по причине цвета, из-за которого этот металл соотносили с осенью, — символ упадка и увядания. Медь рассеивает чары, обладает способностью опознавать ведьм и колдунов, усиливает магическую силу.

Медным в античной традиции называется третий век человечества — раса свирепых воителей:

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих —

Медное — создал, ни в чем с поколеньем не схожее прежним.

С копьями, были те люди могучи и страшны. Любили Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.

Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться К ним не решался: великою силой они обладали,

И необорные руки росли на плечах многомощных.

Были из меди доспехи у них и из меди жилища,

Медью работы свершали: никто о железе не ведал*.

В средневековом европейском искусстве аллегория медного (бронзового) века представляла собой женщину с копьем в руках.

Железо. Олицетворение могущества человека (ср. семантику таких выражений, как «железный конь»), символ упорства, решительности, силы.

Металл бога войны, цвет его ржавчины напоминает кровь. Этого металла, по поверьям, страшатся демоны и злые духи, из-за чего были весьма популярны железные кольца и другие амулеты из железа (ср. европейские легенды о «холодном железе», которого бежит нечисть). Представление об удаче, которую приносит железная подкова, связано в том числе и с защитными свойствами этого металла. Магические круги чертились железным прутом. Многие растительные лекарственные средства запрещалось добывать из почвы с помощью железных инструментов — иначе они утратят свою целительную силу.

В Вавилоне при царе Хаммурапи железо ценилось выше золота и было в восемь раз дороже серебра. Фараоны и полководцы носили железные шлемы, жрецы — железные кольца. В Египте железо считалось металлом бога пустыни Сета, причем немагнитное железо трактовалось как атрибут Сета, а магнитное железо — как атрибут божеств, Сета преследовавших. В Китае железо — символ справедливости, крепости и целомудрия, ему приписывалось свойство удерживать зловредного дракона (воду), поэтому железные фигурки закапывали в землю по берегам рек и закладывали в дамбы.

Железный век в античной традиции — последний (и худший) из четырех веков человечества:

Земли теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда, и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им...

Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут. Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин.

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то...

Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые Ложными станут вредить показаньями, ложно кляняся...

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый, Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных, Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет*.

В средневековом европейском искусстве аллегорией железного века выступала женская фигура с оружием и щитом в руках; на щите изображалась человекоголовая змея (символ лживости).

Олово. Металл Юпитера, по причине своей податливости (непостоянства формы) часто используется в гаданиях: нагретое олово способно принять любую форму, которая фиксируется ледяной водой. Считается, что олово привлекает удачу и богатство, из этого металла изготавливают «денежные» талисманы.

Свинец. Металл Сатурна, олицетворяет тяжелое «нездоровое» состояние души, плотское сознание, человека «непроявленного», не прошедшего трансмутации (Великое Делание — превращение свинца в золото). В античной традиции известны свинцовые пластинки с проклятиями, обладавшие магической силой. Согласно мифу, герой Беллерофонт победил Химеру, кинув ей в пасть свинцовый брусок: свинец расплавился в огненном дыхании Химеры и выжег ей внутренности. Обороты речи («тело словно налито свинцом», «грех тяготеет над человеком, как свинец») фиксируют большой удельный вес этого металла. Хотя свинец использовался как оберег против нечисти, действенность его была невысока: например, свинцовые пули не могли причинить вреда оборотню в отличие от пуль серебряных.

Сера. Алхимический философский элемент, «негорящий огонь», олицетворение полупроявленного духа, мужского, огненного начала, интуиции, разума. Сера «связывает» изменчивую ртуть, но сама остается бесплодной — до тех пор пока не растворится ртутью. Согласно Парацельсу, когда сгорает дерево, пламя переходит на серу, ртуть поднимается вверх с дымом, остается соль как пепел.

В христианской традиции сера — «нечистый» металл, ее запах и горение — атрибуты сатаны. В Китае сера обладает магическими силами, защищающими от нечисти.