БОГ

Высший символ человечества, «персонификация» непознаваемого и непостижимого Блага, Абсолют, средоточие всех упований и всех возможностей, полное соответствие означаемого означающему в своей беспредельности.

Дж. Фрэзер считал, что представления о богах зародились у человека, разуверившегося в своей способности магически воздействовать на мир и вынужденного поэтому признать, что миром управляют некие высшие существа. По З. Фрейду, бог есть сублимат подавленного образа отца; социологическая школа Э. Дюркгейма утверждала, что бог — это социальная сила, действующая на человека и непонятная ему.

Боги политеистических религий и культов, в отличие от богов монотеизма, всеведущи и могущественны, но еще не всемогущи и подчиняются «надмирному закону» — Судьбе. Характерный пример — скандинавский миф о светлом боге Бальдре, которому было предначертано Судьбой погибнуть от руки слепого Хеда.

Пробуждение спящего короля, представленное как суд Париса, и Гермес в качестве проводника душ. — Thomas Ajuinas (pseud.), De alchimia, Codex Vossianus 29 (XVI в.).

Из книги Хоуна «Описание древних мистерий»

ХРИСТИАНСКАЯ ТРОИЦА

Христианский догмат о троичности Божества (единого по своей сущности, однако существующего в трех ипостасях — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа, извечных и равносущих) возник в конце II столетия н. э. С этим догматом связаны так называемые тринитарные споры, завершившиеся принятием догмата на Первом Никейском Вселенском соборе 325 г. Многие христианские секты отвергали догмат о троичности Божества и отрицали равносущность ипостасей; среди этих сект ариане, гностики, монар-хиане, анабаптисты и др.

Мать Бальдра Фригг взяла со всех вещей, существ и предметов клятву в том, что они не причинят вреда ее сыну; со всех, кроме омелы. Случилось так, что боги стали состязаться в меткости, стреляя из луков в Бальдра, неуязвимого для стрел; Хед, по наущению коварного Локи, выпустил в Бальдра стрелу из омелы, и светлый бог погиб, как и было предначертано Судьбой.

Творец как правитель троичной и четвертичной вселенной, с водой и огнем, отражающими небо. — «Liber patris sapientiae», Theatrum chemicum Britannicum (1652).

К божествам относятся собственно боги, полубоги, то есть отпрыски божеств от союзов со смертными, а также культурные герои (см.: ГЕРОЙ) и демиурги. Культурный герой — персонаж, создающий или добывающий для человека нечто, необходимое тому в повседневной жизни, уже существующее в природе, но скрытое от людей, сокровенное. Он приносит огонь (греческий Прометей), учит людей ремеслу и охоте, устанавливает законы. Некоторые культурные герои участвуют в мироустройстве: добывают сушу со дна мирового океана, устанавливают чередование дня и ночи, помогают создавать людей. Демиург же — персонаж, который не добывает, а именно создает те или иные предметы, как «космические», так и предметы повседневного обихода.

Греческий Гефест кует щит, который представляет собой модель мироздания; финский Илмаринен делает солнце, луну и чудесную мельницу Сампо. Неудивительно поэтому, что во многих мифологических системах образ демиурга нередко сливается с образом бога-творца. В литературе принято различать культурного героя и демиурга по «функциональным признакам»: первый создает преимущественно культуру, тогда как второй творит космос.

Практически в каждой системе явно или неявно присутствует верховный бог (правда, это вовсе не означает, что монотеизм существовал с древнейших времен). Кроме того, в любом пантеоне можно найти образ бога-творца, который создал землю и поселил на ней живых существ, бога-громовика (Перун, Тор), бога-воителя (Арес, Марс, Тюр), бога плодородия, он же бог-жертва (Бальдр, Адонис, Ат-тис — этот бог умирал, жертвуя собой, и снова воскресал, что символизировало увядание и весенний расцвет растений). В женской части пантеонов обязательно присутствуют богини плодородия, любви и домашнего очага.

Ж.-О. Энгр. Зевс и Фетида (1811).

Как правило, божествам противопоставляются злые духи, бесы или демоны.

В монотеистических культурах образ бога окончательно обретает черты абсолютности, присущие в политеизме лишь верховным божествам, — в религиозной философии, мистике и оккультизме; при этом в народной традиции бог манифестируется как архетип мудрого старца и наделяется соответствующим данному архетипу образом — вопреки, например, постановлениям церковных соборов, неизменно подтверждавших догмат о неизоб-разимости Бога (согласно теологической доктрине, изобразим только «сын человеческий», то есть Иисус Христос). В христианстве Бог позиционируется как носитель абсолютного блага, абсолютного знания и абсолютного могущества, имеющий причину в себе самом. Особенностью христианства является представление Бога в образе Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; при этом считается, что сущность Бога едина, но бытие проявляется в трех перечисленных выше ипостасях, из которых первая — безначальное Первоначало, вторая — Логос, или абсолютный Смысл, а третья — начало «животворящее».

Богу монотеизма противостоит дьявол (шайтан), олицетворяющий собой мировое — надмирное? — зло.

Скандинавские норны — богини судьбы.