АРХЕТИПЫ

Наиболее общие, «глубинные» символы, праобра-зы, «схемы человеческой души» (П. Флоренский). Концепция архетипов приобрела широкую известность благодаря работам К.Г. Юнга, который видел в архетипах врожденные психические структуры, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредовых фантазиях. Суть учения Юнга наиболее емко сформулирована Т. Манном: «...в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, — это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы».

Юнг выделял следующие архетипы:

— мать (см.: ВЕЛИКАЯ БОГИНЯ);

— дитя;

— анимус/анима (см.: АНДРОГИН);

— мудрый старец/мудрая старуха;

— тень (см.: ДВОЙНИК).

Мать, по Юнгу, есть вечная бессознательная стихия; дитя — начало пробуждения индивидуального сознания; мудрый старец/старуха — высший духовный синтез, гармония сознательного и бессознательного, обретаемая лишь в старости (ср. представления о мудрых волшебниках и шаманах; С. Аверинцев видит манифестацию этого архетипа в ницшевском Заратустре).

Представление символического процесса, который начинается в хаосе и заканчивается рождением феникса. — Титульная страница, Beroalde de Verville, Le Tableau des riches inventions или Le Songe de Poliphile (1600).

Впрочем, ни сам Юнг, ни его последователи не сумели последовательно раскрыть взаимозависимость мифологем и архетипов, поэтому сегодня термин «архетип» толкуется как наиболее общий, фундаментальный, общечеловеческий символ, лежащий в основе любых художественных структур.